double arrow

Профиль развития слоговой структуры слов ребенка со стертой дизартрией

Параметры обследования:

1) слоговая структура слов 1—3 классов;**

2) слоговая структура слов 4—6 классов;

3) слоговая структура слов 7-9 классов;

4) слоговая структура слов 10—13 классов;

5) слоговая структура слов повышенной слоговой
сложности;

* Не считается нарушением, если ребенок не представляет себе значения слова, не имеет данного слова в пассивном словаре. Оцени­вается слоговая структура слов, знакомых ребенку, если ребенок четко представляет себе значение этого слова.

** 13 классов слов по классификации А.К. Марковой.


6) повторение разного типа слоговых рядов;

7) воспроизведение ритмических структур;

8) воспроизведение ритмического рисунка слов;

9) воспроизведение предложений со словами слож­
ной слоговой структуры;

10) воспроизведение слоговой структуры слов при
ответах на вопросы.

На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определе­на в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемое™ движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отме­чают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при ка­ких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре.

Если опускается слог («сипед» — велосипед) или ре­дуцируется гласный звук («платенце» — полотенце), то это элизии (усечение).




Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеве­рации.

Если уподобляет слог другому («пепенье» — пе­ченье), то это антиципация.

Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» — трава), то это итера­ция.

Если слоги в слове меняются местами («ракатан» — таракан), то это перестановка слогов.

Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» — трактор пашет), то это контаминация.

Такой анализ результатов обследования поможет оп­ределить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так, в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостью. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекци-онных мероприятий.


Выводы

1. При овладении слоговой структурой ребенок на­
учается воспроизводить слоги слова в порядке их срав­
нительной силы; сначала из всего слова передается
только ударный слог, затем появляется первый пред­
ударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опуска­
ние слабых безударных слогов препятствует усвоению
входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков
и звукосочетаний связана с усвоением слоговой струк­
туры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называ­
ет «главной причиной, влияющей на сохранение одних
слогов в слове и на пропуск других».



2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звуко­
вого состава слова прежде всего следует рассмотреть ус­
воение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана
судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно,
слова состоят из нескольких слогов, имея своим цент­
ром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой
и четкостью произношения, к нему примыкают безудар­
ные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой
структуры русских слов характерно, что сила безудар­
ных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным
является первый предударный слог. Эти особенности
слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются
на воспроизведении слов ребенком.

3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизво­
дить все слоги слова: в течение известного периода на­
блюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной,
влияющей на сохранение одних слогов в слове и на
пропуск других, является их сравнительная сила. По­
этому ударный слог, как правило, сохраняется. Это осо­
бенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются
ребенком до одного слога двусложные и трехсложные
слова.

4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру сло­
ва как чередование ударных и безударных слогов раз­
личной степени сложности, предлагает четыре парамет­
ра слоговой структуры: ударность, количество слогов,
линейная последовательность слогов и модель самого
слога.


5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно
связан с речевым развитием в целом, в частности, с со­
стоянием фонематических и моторных возможностей
ребенка.

6. Недостаточность фонематического слуха у детей
со стертой дизартрией тормозит созревание фонетиче­
ского слуха, призванного следить за последовательно­
стью слоговых рядов в речи ребенка.

7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному
даже в норме формируется слоговая структура. Одни де­
ти раньше усваивают ритмическую структуру слова, у
других сначала появляются слова-корни.

8. Маркова выделяет тринадцать классов слов раз­
ной слоговой структуры.

9. У детей с преобладающей кинестетической чувст­
вительностью раньше усваивается ритмическая структу­
ра слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью
раньше формируются слоговые контрасты.

10. Характер слоговой структуры слова влияет на
звуконаполняемость слова и на особенности звукопро-
изношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем
многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.

11. Нарушения речевой структуры слов у детей со
стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и
общеритмическими нарушениями.

12. У детей со стертой дизартрией определена высо­
кая степень взаимозависимости между состоянием ар­
тикуляционной моторики, звукопроизношением, сфор-
мированностью слоговой структуры и фонематическим
слухом.

Учебные вопросы и задания

1. Какие этапы формирования слоговой структуры
слова определяет А.Н. Гвоздев?

2. Согласно схеме системного развития нормальной
детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материа­
лам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской
речи», в каком возрасте в основном формируется сло­
говая структура слов?


3. Каковы взгляды И.А. Сикорского на процесс
формирования слоговой структуры слов в онтогенезе?

4. В чем заключаются нарушения слоговой структу­
ры, определяемые как элизия?

5. Какие типы слогов встречаются в русском языке?

6. Какими параметрами характеризуется слоговая
структура слова?

7. Как называется нарушение слоговой структуры
слова, проявляющееся в увеличении числа слогов в слове?

8. Как выражается нарушение слоговой структуры
слова у детей с ОНР I, II, III, IV уровней развития?

9. Как объясняют Е.Н. Винарская и Г.М. Богомазов
тот факт, что встречаются две категории детей в норме:
у первой — формируется раньше ритмическая структура
слова («титити» — кирпичи), у другой — сначала появ­
ляются слова-корни («ки» — кирпичи)?

10. Составьте альбом для обследования 13 классов
слов, подобрав к каждому классу слов соответствующие
картинки.

11. Обследуйте слоговую структуру слов у ребенка-
дошкольника.

12. Составьте график — профиль сформированности
слоговой структуры слова. Проанализируйте допущен­
ные ребенком ошибки.


ГЛАВА VI







Сейчас читают про: