Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.
2. Проверка готовности к формировании звукового анализа.
1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними
нужную картинку».
Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит — у-у-у, девочка плачет — а-а-а, птичка поет — и-и-и, корова мычит — м-м-м, молоток стучит — т-т-т, ветер воет — в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.
У — поезд Т — молоток
А — ребенок В — ветер
И — птичка 3 — комар
М — корова Э — жук
2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А».
Логопед произносит группу гласных звуков — [а, о,
у, и, ы, а, э].
3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда
услышишь звук А».
(Зеленый кружок — звук [и], желтый кружок — звук
[у].)
Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].
4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».
Логопед произносит группу согласных звуков — [н,
п, м, т, к, м, н, к].
5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за
мной»:
|
|
— ао, уа, аи, ио
— аиу, иао, уао, оиы
— аоуи, иоуа, иыоу, аоыу
Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.
6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.
[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];
[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];
[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];
[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];
[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].
Критерии оценки:
4 балла — точное выполнение задания
3 балла — допускает негрубые ошибки
2 балла — выполнил 0,5 задания верно
1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно
О баллов — отказ или невыполнение задания