Идея сотрудничества работников и работодателей в лице их представителей при посредничестве государства в целях достижения взаимовыгодных условий труда работников получила свое воплощение в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине 20 века. Мировой опыт такого сотрудничества убедительно доказал, что только в его рамках представители работников и работодателей могут обеспечить согласование интересов сторон трудовых отношений.
В России такая форма взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей получила название «социальное партнерство в сфере труда», в отличие от термина «социальный диалог», применяемого в документах Международной организации труда.
Социальное партнерство, участниками которого являются три стороны, каждая со своими интересами, должно строиться, исходя из определенных принципов. Такими принципами являются:
1. Равноправие сторон;
2. Уважение и учет интересов сторон;
3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
6. Полномочность представителей сторон;
7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений;
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства в иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Участие работников, их представителей в управление организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешение трудовых споров;
Социальное партнерство осуществляется на:
1. Федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
2. Межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектов РФ;
3. Региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
4. Отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отросли (отраслях);
5. Территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
6. Локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда;
Так, на федеральном уровне функционирует постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально – трудовых отношений, деятельность которой регламентируется федеральным законом. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В субъектах РФ на основе их законов образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, которые устанавливают основы регулирования отношений в сфере труда, в том числе и ЗП, на территории соответствующего субъекта РФ.
На территориальном уровне могут образовываться аналогичные комиссии, устанавливающие основы регулирования отношений в сфере труда, в первую очередь в области ЗП в муниципальном образовании.
На отраслевом (межотраслевом) уровне функционируют отраслевые (межотраслевые)комиссии, устанавливающие основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).






