( история развития)
Молодой специалист увереннее шагнет в самостоятельную жизнь, если в процессе обучения он получит знания не только по традиционным видам спорта, но и по прикладным, а также и по пользующимся у современной молодежи, так называемым, экстремальным видам спорта.
Альпинизм и скалолазание – два вида человеческой деятельности, имеющие некоторые общие черты и использующие общие приемы для обеспечения безопасности при подъеме занимающихся на высоту, как виды спорта, совершенно различны, но представлены в данном курсе рядом, т.к. они способны формировать у альпинистов и у скалолазов ряд лучших человеческих качеств: ответственность за жизнь другого человека (не на словах, а на практике, удерживая в руках страховочную веревку), внимание и не допущение ошибок, взаимопонимание, бережное отношение к природе.
Альпинизм – специфический вид человеческой деятельности, определяемый стремлением людей подняться, используя свои физические возможности, на вершины гор, чаще всего со спортивными целями. Но диапазон личных и социальных интересов человека в горах чрезвычайно широк, своеобразен и не исчерпывается спортивными аспектами. Активно развивающийся более двух веков альпинизм породил в конце первой половины ХХ века новый вид спорта – скалолазание, в названии которого заключен смысл соревнования в лазании по скалам или искусственному рельефу: лазать быстрее других, залезать выше других, быть сильнее других в лазании по коротким, очень сложным трассам.
|
|
Впервые в мире соревнования по скалолазанию были проведены на Кавказе на учебно-тренировочных скалах в Домбайском ущелье по инициативе и по правилам, разработанным начальником учебной части альпинистской базы "Домбай" Антоновичем И. И. с целью проверки и лучшей технической подготовки инструкторов альпинизма в 1947 году. В СССР скалолазание развивалось в рамках альпинизма.
В отличие от скалолазания, являющегося с 1966 года спортом со всеми присущими большинству видам спорта атрибутами: разрядной классификацией, правилами соревнований, наличием зрителей, равными условиями для участников, объективной оценкой результата (секунды, высота подъема в метрах, количество попыток для преодоления трассы за фиксированное время), альпинизм чистым спортом не является, хотя в России соревнования по альпинизму проводятся.
Важной особенностью альпинизма является то, что в процессе восхождения альпинисты преодолевают естественные препятствия, находясь в особых климатических условиях гор. Это командный вид спорта. Одиночные восхождения чрезвычайно опасны даже для выдающихся альпинистов. По правилам горовосхождений в России одиночные восхождения не засчитываются для выполнения спортивных разрядов. Минимальное число спортсменов в группе – два человека, минимум одна связка.
|
|
Еще одной особенностью альпинизма является то, что деятельность человека в горах при совершении подъема на вершину происходит в условиях существования объективных опасностей, связанных с горным рельефом, жизнью гор, климатическими и другими факторами.
Наличие объективных опасностей обусловливает определенный риск для жизни восходителей и поэтому подготовка к поездке в горы носит комплексный характер и сопровождается получением теоретических знаний о горах, правилах поведения в долинах и на восхождениях, общефизической и специальной альпинистской предсезонной подготовкой и завершающим этапом подготовки к совершению восхождений на вершины в высокогорной зоне.
История альпинизма это не только хронология покорения вершин гор, но и история обогащения человеческого знания, написанная во многих случаях ценой огромных усилий и даже ценой жизни многих альпинистов. В истории альпинизма можно найти немало примеров, показывающих огромные возможности человека, его физические и моральные силы с одной стороны и неудачи при небрежном отношении к себе и природе.
История развития альпинизма.
26 апреля 1336 года итальянский гуманист и поэт Франческо Петрарка поднялся на одну из вершин своей родины – гору Вентукс близ города Воклюза. Некоторые историки считают этот день "днем рождения" альпинизма, а сообщение Петрарки о своем восхождении – первым документом альпинистской литературы. Все же надо признать, что это происходило задолго до зарождения альпинизма. Так же как и подъем Петра 1 на гору Броккен (1142 м) в Германии в 1697 году.
Наиболее полно данные о проникновении людей в горы, о подъемах на некоторые вершины еще в самые древние времена отражены в книге Карла Циака "Горы и люди", изданной на немецком языке в Германии еще в 1956 году. В хронологии Циака есть сведения о восхождениях королей, полководцев, ученых, художников на вершины гор разных континентов начиная с 440 года до н.э. По хронологии видно, что горовосхождения до второй половины XVIII века были случайными, эпизодическими, хотя увеличение числа зафиксированных восхождений свидетельствует о том, что интерес к ним рос.
Во второй половине XVIII столетия развитие научных исследований дало толчок к познанию высокогорья. В 1760 году в альпинистское селение Шамони приехал двадцатилетний Гораций Соссюр. Будущего ученого поразило величие Монблана - высочайшей вершины Альп и появилось неодолимое желание подняться на неё. Понимая сложность задуманного, он решил серьёзно готовиться к столь ответственному шагу, и обещал денежную премию тому из крестьян, кто укажет наиболее подходящий путь к вершине, и поднимется с ним на Монблан. Лишь через 15 лет была сделана попытка восхождения. Но она, как и последующие, оказалась неудачной.
В 1785 году Соссюр пытался вместе с местным натуралистом Бурри взойти на Монблан. Предварительно он послал трех охотников из Шамони построить каменную хижину на высоте 1450 м для ночевки перед штурмом, запасся снаряжением и питанием. Их сопровождали 15 горцев, но из-за обилия снега, опасаясь лавин, так как была уже вторая половина ноября, отказались от дальнейшего подъема. Для подготовки следующей попытки восхождения Соссюр поручил проводникам построить ещё одну хижину выше первой и продолжить поиски рационального пути.
Весной 1786 года молодой охотник Жак Бальма после вынужденной ночевки в одиночку на снежном плато на высоте 3000 м вышел на разведку другого направления и обнаружил приемлемый путь на вершину. С целью проверки реальности намеченного пути Бальма предложил свои услуги проводника местному врачу Мишелю Паккару, давно мечтавшему подняться на Монблан.
|
|
Восхождение оказалось сложным. Из бивуачного снаряжения они имели лишь одеяла, плохо спасавшие от холода. Подъем проходил медленно. Если бы не упорство Бальма, они давно бы повернули обратно. Паккар замерз и изнемогал от усталости. На вершину он вполз на четвереньках. Так впервые был покорен Монблан. Эта дата 1786 г. считается годом рождения альпинизма. Этим же летом Бальма съездил в Женеву за Соссюром и пытался сопроводить его на вершину, но снежная буря с дождем остановила их на середине подъема.
Первого августа следующего года Соссюр и Бальма, в сопровождении 18 носильщиков, вновь вышли к Монблану. После двух ночевок на третий день восхождения, через пять часов после выхода с бивуака, они были на вершине. На вершине Соссюр оставался 4,5 часа и провел ряд научных наблюдений.
Восхождение широко комментировалось во многих странах как "необычно смелое мероприятие" для всех времен. Практическим откликом на восхождение был начавшийся и увеличивавшийся с годами приток в Альпы поклонников гор и горной природы.
Восхождение на Монблан вышло далеко за рамки предшествовавших ему. Отличительные черты его – длительное и упорное желание Соссюра подняться именно на Монблан, продолжение попыток, несмотря на двойную неудачу, наконец, победа над вершиной. Во всем этом ярко выражена любовь восходителя к горам, стремление к познанию их, серьезное изучение путей к вершине и условий их прохождения, фундаментальная подготовка (разведка маршрута, постройка хижин, обеспечение снаряжением и продуктами питания) – как важнейшие условия успеха горовосхождений. Именно этим восхождение на Монблан положило начало более регулярным, со временем все учащавшимся восхождениям на горные вершины.
Не зря в мировом альпинизме дату восхождения на Монблан принято считать началом той деятельности людей, которая с тех пор стала называться альпинизмом, от собственного названия этой горной системы. И несмотря на то, что на Монблан впервые взошли Паккар и Бальма, основная заслуга восхождения, несомненно, принадлежит Соссюру, как его инициатору, вдохновителю, организатору.
|
|
На заре альпинизма 200 лет назад в ущельях, на склонах и на ледниках Альп можно было видеть группы людей в городской одежде (дамы в шляпках и длинных юбках) в сопровождении проводников с альпенштоками, лестницами и шестами. Это были любители гор. Вместе с прогулками и подъемами на небольшие вершины по простейшим путям накапливался опыт, знания, совершенствовалось снаряжение. В начале XIX века среди приезжавших в горы было немало действительных любителей гор, но еще больше и во всё нарастающем количестве – любителей "острых ощущений", следовавших зарождавшейся моде на поездки в Альпы.
С развитием альпинизма все резче обозначалась дифференциация восходителей. Одни удовлетворялись восхождениями с проводниками, другие стремились к самостоятельным восхождениям. Стремящиеся к беспроводниковому альпинизму изучали особенности гор, начинали понимать роль физической и моральной подготовки, стремились овладеть техническими приемами преодоления горного рельефа, обзаводились необходимым снаряжением. Практика все более серьезных восхождений указывала на необходимость тщательного подбора спутников для штурма вершин: приятнее и безопаснее было идти с человеком, которого хорошо знаешь. К своим восхождениям взыскательные любители гор стали привлекать в качестве участников и наиболее опытных проводников, уже знакомых по совместным восхождениям. Так закладывались основы беспроводникового альпинизма.
Романтическая любовь к природе, с одной стороны, и научный интерес, с другой, играли на заре альпинизма важную роль. С развитием науки и индустрии научно-исследовательские аспекты отошли на задний план, уступив место спортивным мотивам и стремлению к борьбе с природными трудностями, которыми изобилуют горы. Появились мужественные "господа горовосходители", чаще других это были англичане, шедшие в одной связке с местными проводниками.
Первым, в 1857 году, альпинистский клуб возник в Англии, передовой для того времени стране в области альпинизма. Через пять лет подобные клубы были созданы в Австрии и Италии. В 1863 году – в Швейцарии, и в 1874 году – во Франции.
Эти национальные клубы ставили своей задачей развитие альпинизма на традиционных территориях и освоение новых районов. Клубы широко привлекали молодежь, однако членами их молодежь становилась лишь после того, как на практике знакомилась с горами.
Альпинизм того времени (вторая половина XIX века) развивался главным образом в Англии.
Выдающимся достижением этого периода в мировом альпинизме принято считать покорение в 1865 году английскими восходителями во главе с Э. Уимпером альпийской вершины, считавшейся одной из красивейших и труднодоступных в мире – пика Маттерхорн 4477 м. Пути к её высшей точке проходят по крутым и сложным скальным, подчас залитым льдом, гребням или по ещё более крутым скальным стенам. Все эти пути труднодоступны и требуют большого мастерства и опыта восходителей. Состав же группы Уимпера был неоднородным по опыту и мастерству. Несмотря на гибель четырех участников группы из семи, в мировом альпинизме покорение Маттерхорна принято считать началом подлинно спортивных восхождений.
Не смотря на то, что к этому времени в Альпах было покорено большинство вершин, Альпы не потеряли свою популярность. Количество восхождений на их вершины увеличивалось с каждым годом. Выполнялись они в основном по пройденным путям. Изыскивались и проходились новые более сложные маршруты на ранее покоренные вершины. Совершались и первовосхождения.
Однако стремление к первовосхождениям и тяга к вершинам большей высоты побуждали альпинистов искать новые районы для восхождений.
Наибольшее внимание альпинистов в те годы привлек Кавказ, отличавшийся высокими вершинами, относительной близостью к странам Западной Европы и почти полной нетронутостью.
Первым из иностранцев проложил путь на Кавказ английский альпинист и географ Д. Фрешфильд. К концу XIX века на Кавказе было совершено около 60 первовосхождений на основные вершины Кавказа альпинистами Англии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии.,Им покорились Ушба, Шхельда, Эльбрус, Джангитау, Коштантау, Мижирги.
В эти годы увеличивается количество восхождений на вершины Кордильер, покоряются горы Новой Зеландии, Гренландии, Индонезии, Тайваня, Аляски, Австралии, Шпицбергена.
Первый международный конгресс национальных альпинистских клубов собрался в городе Анесси в 1886 году в связи со столетием мирового альпинизма. К началу XX века альпинизм охватил многие страны мира, большое количество любителей гор и горной природы, о чем свидетельствовали сотни первовосхождений и тысячи повторных подъемов на вершины всех континентов. Совершенствуется и снаряжение: ледоруб, веревка, крючья, спальные мешки. Возникает и совершенствуется спасательная служба в основных горных районах, особенно в Альпах.
В начале XX века дважды был покорен в Антарктике вулкан Эребус (4077м), совершено восхождение на Монт-Эллсуар(4675м)
Восхождение на гималайскую вершину Трисул (7120м) в 1907 году открыло эру высотного альпинизма. В 1907 и 1911-1913 годах было покорено ещё несколько семитысячников. Первая мировая война сильно замедлила развитие альпинизма.
В 1921 году была предпринята первая в истории экспедиция британских альпинистов на Эверест. Её участники разведали подходы к Эвересту со стороны Тибета, достигли Северного седла (7000м), наметили возможный путь подъема на вершину по северо-восточному гребню.
В 1924 году члены третьей британской экспедиции предприняли решающий штурм вершины. 8 июля Дж. Мэллори и Э. Ирвин вышли с кислородными аппаратами из лагеря VI (8174м) на штурм по северо-восточному гребню и с восхождения не вернулись. Обстоятельства гибели не известны. В 1933 году на высоте 8390м найден принадлежащий одному из них ледоруб и передан на хранение Альпийскому клубу в Лондоне. В той же экспедиции Э. Нортон без использования кислорода достиг высоты 8565м, Меллори и Ирвин – более 8600м.