Тема 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности. Игровое воспроизведение охоты и элементов труда в ритуальных танцах древних людей – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи. Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, проводившаяся для отдельных слоев общества (особенно частично при рабовладельческом и феодальном строе). С дворянства на Руси, царский двор – военная форма у детей.

В 15 – 19 веках выдающиеся педагоги обращали внимание на роль физических управлений в подготовке подрастающего поколения к труду. Именно в этот период возникло и сдерживалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве.

В начале ХХ века в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижения науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека. В 30-ых годах ХХ века в СССР были опубликованы работы, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры, для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активные отдых и профилактики профессиональных заболеваний.

В последующие годы этой стадии называть НОТ – научная организация труда и параллельно с НОТ сформировалась система специальной психофизически человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практики физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально – прикладной функцией физической подготовки (ППФП).

Зачем нужна будущему специалисту психологическая подготовка к профессии? Это связано с несколькими факторами:

1. Изменение искусственной технической сферы (научно – технический прогресс) – и его негативное влияние не только на здоровье, но и на его профессиональную работоспособность: тренированность из-за недостатка двигательной активности:

- напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда;

- неблагоприятное влияние внешней среды.

Общим для всех людей является то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно – психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний. Профилактикой этих явлений занимаются специалисты ФК и С.

2. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе. Особое требования: устойчивость внимания, быстроты и точности его реакции, кроме того современный специалист высшей квалификации руководит не только техникой, но и высококвалифицированными людьми (а работа с людьми больше всех).

3. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психологической подготовки будущего специалиста (готовность к смене профессии). (Спорт, физическая культура и скорость освоения сменных профессий).

4. Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов – одна из прямых задач ППФП.

5. Обеспечить психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда. Экономисты отвечают, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: