Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций

Основными формами проявления конкуренции являются:

1) неценовая конкуренция;

2) ценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция

Использование достижений НТР открывает широкие возмож­ности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изде­лий. Не случайно сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о то­варах рыночной новизны, которые либо:

Ø удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки ("пио­нерные товары");

Ø удовлетворяют на более высоком качест­венном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары);

Ø позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).

Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, коммуни­кационное электронное оборудование, видео- и аудиоаппаратура, текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5—10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потреби­тельские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.). Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

Ценовая конкуренция.

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое "каскадное" снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение из­держек производства. Но снижение цен — обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.

Переносу конкурентной борьбы в область неценовых факторов способствует и появление большо­го числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной смене понятия цены как таковой в цену потребления, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товара на протяжении всего срока его службы.

В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, усту­пая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уро­вень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости давно замечена и внимательно изучается. Так, международная организация "Европейский форум по проблемам управления" (Женева) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом под "конкурентоспособностью страны" понимается "реальная и по­тенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для по­требителей, чем товары их конкурентов".

Факторы конкурентоспособности.

Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономис­тов. Данные анализа группируются в 10 факторов:

1) экономический потенциал и темпы роста экономики;

2) эффективность промышленного производства;

3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4) участие в МРТ;

5) динамичность и емкость внутреннего рынка;

6) гибкость финансовой системы;

7) воздействие государственного регулирования экономики;

8) уровень квалификации трудовых ресурсов;

9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощную общеэкономическую основу конкурентоспособности этих стран, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности:

Ø степени адаптации экономики к эволюции мирового спроса;

Ø точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможно- стям;

Ø умение избежать острой и бессмыс­ленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков.

Именно в этом глубоком понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нуж­ном направлении, и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: