Селиванов В. С

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков.

Образование – это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.

Задание 2.

Обоснуйте, используя педагогическую литературу, особенности понятийного аппарата педагогической науки. Попытайтесь структурировать данные понятия. Обоснуйте их соотнесенность.

Методические указания

Для выполнения задания студенты делятся на две группы. Каждая из них разрабатывает свой собственный проект структуры понятийного аппарата педагогической науки и готовит его обоснование. Проекты публично защищаются.

Задание 3.

Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данную формулу.

Внимание!

Данное задание может быть использовано преподавателем как контрольное при усвоении темы и предполагать письменное размышление студента (эссе).

Задание 4.

Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования в данной проблеме, предложите гипотезу ее решения.

Задание 5.

Проанализируйте отрывки из «Великой дидактики» Я.А.Коменского. Выделите принципы его педагогической теории.

1. «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»

2. "Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы... У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента"; "…без воспитания становится не чем иным, как только зверем".

3. "... Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего".

4. "Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность..."; "... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни"; "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному".

5. "Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (педагог - Прим. сост.) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни"; "Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости".

Литература

1. Альт, П. Прогрессивный характер педагогики Коменского [Текст] / П.Альт. – М., 1959.

2. Джибладзе, Г.Н. Философия Коменского [Текст] / Г.Н. Джибладзе. – М., 1982.

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения [Текст] / Я.А. Коменский. – В 2-х т. - Т.1,2. – М., 1982.

4. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов. – М.: Просвещение, 1982.

5. Кратохвил, М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского [Текст] / М.В. Кратохвил. – М., 1991.

6. Лордкипанидзе, Д.О. Ян Амос Коменский [Текст] / Д.О. Лордкипанидзе. – М., 1990.

7. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие [Текст] / С.Д. Смирнов– М.: Аспект Пресс, 1995.

8. Смоляницкий, Я.А. Три века Яна Амоса Каменского [Текст] / Я.А.Смоляницкий. – М., 1987.

9. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: