Дисциплина

Физическая культура представляет собой элемент социальной реальности. Социальная реальность большинством авторов рассматривается как сложный многомерный, многоуровневый феномен. Исходя из вышесказанного, физическая культура может рассматриваться на разных уровнях социально - гуманитарного и естественно - научного знания. В том числе:

- на культурологическом уровне - как область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных и сопряженных с ними качеств[1].

- на социологическом уровне– как социокультурный феномен (культурный и деятельностный компоненты); социальное явление (сфера физической культуры и спорта) и социальный институт.

- на педагогическом уровне - как педагогический процесс формирования телесно - двигательных и сопряженных с ними личностных качеств.

Взгляды на физическую культуру с выделенных уровней не только не исключают, но и дополняют друг друга

Педагогический уровень анализа физической культуры возникает в связи с тем, что в процессе антропогенеза в дополнение к спонтанному изменению возникает социально-контролируемое целенаправленное воздействие на телесно-двигательные и спряженные с ними качества человека. В обществе создавались специализированные практики: афинская и спартанская системы физического воспитания; рыцарская система военно-физической подготовки; немецкая, шведская системы гимнастики, йога, цигун, системы единоборств в странах Востока и т.д. Осмысление этих практик в отечественной теории физической культуры привело к формированию классификации практик в зависимости от целей применения двигательных действий (физических упражнений). Этообразовательное направление (физическое воспитание), спорт, физическая реабилитация, физическая рекреация, физическая подготовка.

Авторы учебника «Теория и методика физической культуры» подготовленного под редакцией Ю.Ф. Курамшина отмечают что, структура физической культуры характеризу­ется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонтали», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все вышеперечисленные виды но­сят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органическими компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культу­ры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, в процессе неспециального физкультурного образования широко использу­ются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физическими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образование, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образования и спорта.

Главным, «сквозным» средством для всех форм физической куль­туры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации [6].

В обществе существует передача и приём социально-культурного опыта от старших поколений к младшим. Передача и прием социально-культурного опыта, формирование человека как особая функция общества является объектом познания и исследования ряда гуманитарных наук: социология, психология, педагогическая психология, психофизиология, педагогика. Данный процесс происходит и в сфере физической культуры. Он может носить как стихийный, так и целенаправленный характер.

Исходя из этого, объектом изучения педагогики можноопределить познание процесса передачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению, а предметом педагогики - педагогический (образовательный) процесс как особый вид взаимодействия людей по передаче и приёму социально-культурного опыта.

Одной из ведущих тенденций развития современной педагогической науки является - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века.

Предпосылками выделения педагогики физической культуры в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии.

В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом.

В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности. Более подробно со становлением педагогики физической культуры можно ознакомиться в учебнике Б.А. Карпушина «Педагогика физической культуры и спорта» [2].

Как отрасль педагогической науки педагогика физической культуры решает задачи:

1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения;

2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов;

3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, можно констатировать, предметом педагогики физической культуры является педагогический процесс, осуществляемый в сфере физической культуры и спорта.

Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта.

Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность:

- изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека;

- разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта;

- формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Цель преподавания курса – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогического процесса в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.

Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций;

- выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности;

- уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта;

- уметь четко формулировать основные педагогические понятия;

- анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса;

- владеть основными методами, средствами и формами воспитания;

- оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления;

- применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: