Формирование базовой культуры личности – основа содержания воспитания в сфере физической культуры

Воспитание является неотъемлемой частью педагогического процесса, но в то же время оно обладает определенной автономностью. Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания.

Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их достижение. Традиционно многие десятилетия в отечественной педагогике выделяют умственное, нравственное, трудовое и политехническое, эстетическое, физическое воспитание, взаимосвязанные в целостном педагогическом процессе. Данный подход находит отражение и в современных учебниках по педагогике, например у И. П. Подласого[14]. Ряд авторов, например Н. В. Бордовская и А. А. Реан, дополнительно выделяют гражданское, экономическое, экологическое, правовое воспитание[1]. Современные подходы к содержанию воспитания школьников не противоречат друг другу, а характеризуют данное явление с разных сторон. Вызывает интерес определение содержания воспитания как формирование базовой культуры личности, предложенное О.С. Газманом и А.В. Ивановым[3,4].Предложенный культурологический подход к воспитанию нашел свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС),основанном на системно-деятельностномподходе. Культура личности понимается ими как комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:

ü культура жизненного самоопределения;

ü культура семейных отношений;

ü экономическая культура и культура труда;

ü политическая, демократическая и правовая культура;

ü интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;

ü экологическая культура;

ü эстетическая и художественная культура;

ü физическая культура.

Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.

В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.

Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения: 1) человек; 2) общество; 3) природа; 4) интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана, в том числе и «Физическая культура», ориентируется на достижение этой главной цели.

Спортивная деятельность обладает большими возможностями для проявления и формирования творческих способностей человека. Этим определяется его эвристическая ценность. В процессе соревнований возникают сверхсложные ситуации, требующие проявления интеллектуальных способностей на фоне больших физических и эмоциональных нагрузок. А стремление к высокому спортивному результату предполагает необходимость самовоспитания, самосовершенствования, самопреодоление.

В разделе «Воспитательная работа и психологическая подготовка» Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ указано, что в учебной программе должны быть отражены основные средства, методы, различные формы и приемы воспитательной работы и психологической подготовки с учащимися различных учебных групп.

Занятия спортом в связи с большой социальной значимостью как для спортсмена, так и для его окружения являются важным фактором, способствующим формированию базовой культуры личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: