· Принцип гуманизации педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека.
Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений между педагогом и учащимся, между учащимися, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.
Правила его осуществления:
ü педагогический процесс строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;
ü знать положительные качества учащегося и ходе педагогического процесса опираться на них.
· Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении учащегося определённой интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Можно сказать, что это несколько иной взгляд на принцип сознательности и активности, который предполагает, что обучение и воспитание эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это невозможно без определённой «степени свободы» учащегося.
|
|
Добиться реализации этого принципа можно через:
ü включение учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических задач;
ü использование активных методов обучения, дидактических игр, дискуссий;
ü стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие учеников в учении.
Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.
· Принцип природосообразности (сообразно природе ребёнка).
Предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития личности учащихся.
Соответствие обучения природе ребёнка, его внутреннему миру, степени созревания организма, состоянию здоровья: физического, психологического, социального.
Правила осуществления принципа природосообразности:
ü организовывать педагогический процесс поддерживающим и укрепляющим здоровье учащихся, способствующим созданию здорового образа жизни;
ü направить педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучение учащихся;
ü педагогический процесс учебного процесса в нём строить доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
ü знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации учебного процесса;
ü в процессе осуществления учебного процесса следовать логике от простого – к сложному, от незнания – к знанию, от понятого – к непонятому.
|
|
· Принцип научности и связи теории с практикой. Требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки.
В тоже время, данный принцип требует, процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
· Принцип культуросообразности. Предполагает, во-первых, максимальное использование в образовании культуры той среды, в которой находится конкретное образовательное учреждение (культура региона, нации, общества, страны), во-вторых, освоение культуры как системы ценностей, творческой самореализации личности и её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
Правила осуществления принципа культуросообразности:
ü Понимать педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее.
ü Максимально использовать семейную и региональную, конфессиональную, народную материальную и духовную культуру.
ü Обеспечить единство национального, интернационального, межнационального и интернационального начал в воспитании и образовании.
ü Формировать творческие способности и установки у учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
· Принцип системности и последовательности. Предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе, требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил, например:
ü Изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливается порядок и методика работы с ними;
ü В каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
ü При изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
· Принцип доступности. Требует учёта особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Ещё Я. А. Коменский дал несколько правил этого принципа:
ü Переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
ü Переходить от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.
Л. В. Занков ввёл принцип обучения на высоком уровне трудности, что всё-таки отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, то есть на том уровне, которого ребёнок может достичь под руководством взрослого.
· Принцип наглядности. Один из старейших и важнейший в дидактике. Означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал ещё Я. Каменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.
Однако следование этому принципу должно быть в той мере, в какой он способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно - образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
|
|
· Принцип контроля результатов деятельности и обратной связи предполагает, что, только регулярно контролируя процесс образования с помощью комплекса диагностических методик и развитой системы приёмов обратной связи (коррекции) можно достичь поставленной цели.