Принципы педагогического процесса

Принципы целостного педагогического процесса исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведения. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.

Принципы формируются на основе принятой дидактической концепции и знаниях:

- законов диалектики;

- закономерностей развития человека;

- закономерностей процесса научения;

- закономерностей взаимодействия человека в группе, обществе в целом;

В учебных пособиях встречаются большое разнообразие принципов. Эту ситуацию можно объяснить тем, что у авторов различные точки зрения, исходя из глубины познания закономерностей педагогического процесса и различных дидактических концепций[1-7].

Предлагаемые авторами принципы целесообразно каким-то образом систематизировать.

Исходя из того, что педагогический процесс – это системное взаимодействие учителя и ученика, направленное на передачу и усвоение социокультурного опыта, все принципы объединяем в группы:

1. Принципы взаимодействия участников учебного процесса:

ü Принцип гуманизации;

ü Принцип природосообразности (сообразно природе человека);

ü Принцип демократизации.

2. Принципы отбора содержания и постановки задач:

ü Принцип культуросообразности;

ü Принцип природосообразности;

ü Принцип научности и связи теории с практикой.

3. Принципы организации взаимодействия учащихся с учебным материалом:

ü Принцип доступности;

ü Принцип системности и последовательности;

ü Принцип наглядности;

ü Принцип контроля результатов деятельности и обратной связи.

В реальной педагогической практике научно обоснованные принципы преломляются сквозь индивидуальность педагога, его взгляды, убеждения и приобретают свои особенности.

Они нередко не совпадают и даже приходят в противоречие. Это особенно касается первой группы принципов – принципов взаимодействия участников учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: