Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведения. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
Принципы формируются на основе принятой дидактической концепции и знаниях:
- законов диалектики;
- закономерностей развития человека;
- закономерностей процесса научения;
- закономерностей взаимодействия человека в группе, обществе в целом;
В учебных пособиях встречаются большое разнообразие принципов. Эту ситуацию можно объяснить тем, что у авторов различные точки зрения, исходя из глубины познания закономерностей педагогического процесса и различных дидактических концепций[1-7].
Предлагаемые авторами принципы целесообразно каким-то образом систематизировать.
Исходя из того, что педагогический процесс – это системное взаимодействие учителя и ученика, направленное на передачу и усвоение социокультурного опыта, все принципы объединяем в группы:
1. Принципы взаимодействия участников учебного процесса:
ü Принцип гуманизации;
ü Принцип природосообразности (сообразно природе человека);
ü Принцип демократизации.
2. Принципы отбора содержания и постановки задач:
ü Принцип культуросообразности;
ü Принцип природосообразности;
ü Принцип научности и связи теории с практикой.
3. Принципы организации взаимодействия учащихся с учебным материалом:
ü Принцип доступности;
ü Принцип системности и последовательности;
ü Принцип наглядности;
ü Принцип контроля результатов деятельности и обратной связи.
В реальной педагогической практике научно обоснованные принципы преломляются сквозь индивидуальность педагога, его взгляды, убеждения и приобретают свои особенности.
Они нередко не совпадают и даже приходят в противоречие. Это особенно касается первой группы принципов – принципов взаимодействия участников учебного процесса.