Воспитательная работа в организациях сферы физической культуры является важной составляющей в их деятельности. Это обусловлено тем, что высоко конкурентная соревновательная деятельность может приводить к формированию противоречивых личностных качеств.
ВТиповом план-проспекте учебной программы для спортивных школ отмечается, что возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важнымусловием успешной работы с юными спортсменами является единствовоспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена семьи, образовательной школы,коллектива педагогов.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия [13].
Аналогичные по смыслу воспитательные задачи описаны Ю.Ф. Курамшинымс соавторами:
ü формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;
|
|
ü формирование волевых, эстетических и других личностных качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность [12].
С точки зрения системного подхода педагогический процесс проявляется как система. Когда множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное единство. В педагогическом процессе воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Однако следует заметить, что соотношение компонентов (обучения, воспитания и развития) единого педагогического процесса в разных организационных формах единого педагогического процесса будет различным. На уроках физической культуры или учебно-тренировочных занятиях начинающих спортсменов в большей степени присутствуют обучающий компонент. Во вспомогательных (внеклассных) формах в большей степени реализуется воспитательный компонент - формируется мотивационно-ценностная сфера юных спортсменов.
Система воспитательной работы – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов спортивного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
|
|
Построение системы воспитательной работы является не только желанием педагогического коллектива, но и объективной необходимостью. И эта система должна содержать такие эффективные формы и методы, которые позволяют создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе занятий спортом.
А.И. Михеев в системе воспитательной работы в спорте выделяет систему воспитательной работы юных спортсменов и спортсменов высокой квалификации [5].
К наиболее существенным элементам системы воспитания юных спортсменов относит следующие:
- спортивный коллектив с его структурой и функциями;
- деятельность тренера и ее составляющие;
- общеобразовательная школа и воспитательное воздействие ее основных частей.
- семья и ее функции в воспитании.
Эта система в большей степени для тех юным спортсменам, которые занимаются в спортивных секциях школ. Когда эта деятельность является составной частью воспитательной системы общеобразовательной школы.
Для юных спортсменов, занимающихся в спортивной школе, система воспитательной работы носит несколько упрощенный характер и сводится к перенесению всей работы в ДЮСШ, спортивную группу при определяющей роли тренера и взаимодействию с семьей и школой. Воспитание юных спортсменов в ДЮСШ и спортивно-оздоровительных лагерях позволяет тренеру на практике осуществлять принцип систематичности в воспитании.Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания. У каждого тренера должна быть сформирована собственная система воспитательной работы.
Таблица9- Элементы системы воспитательной работы и решаемые задачи
Элементы системы воспитательной работы | Решаемые задачи |
Взаимодействия участников спортивной группы (социально-психологичес-кий климат) | Формирование коммуникативных и нравственных качеств, сотрудничества и взаимопомощи. |
Учебно-тренировочные занятия | Формирование волевых и других личностных качеств сопряженных с физическими качествами (двигательными способностями) и технико-тактическими действиями. |
Соревнования | Формирование нравственных, волевых и других личностных качеств сопряженных с максимальным проявлением физически качеств (двигательных способностей) и технико-тактических действий |
Самостоятельные занятия | Создание условий для «запуска» механизма самосовершенствования юного спортсмена. |
Вспомогательные формы организации учебно-тренировочного процесса | Формирование различных сторон культуры личности юного спортсмена: нравственной, эстетической культуры, патриотизма и культуры межнациональных отношений, дисциплинированности и трудолюбия. |
Взаимодействие с родителями, образовательными организациями. | Формирование активного и осознанного отношения к спортивной и учебно - познавательной деятельности. |
К наиболее существенным элементам системы воспитания взрослых спортсменов, имеющих высокий уровень квалификации и проводящий большее количество времени на учебно-тренировочных сборах, относятся:
- коллектив спортсменов,
- коллектив тренеров во главе с главным (старшим) тренером,
- учебно-тренировочный процесс и воспитание в нем спортсменов, включающий методику тренировки, организацию педагогического процесса, медицинское и психологическое обеспечение,
- свободное время, организация досуга,
- семья, спортивное сообщество,
- вспомогательный состав [5].