Иногда стратегия рассматривается как «блеф» или «хитрый маневр», что определяет ее как инструмент определенного типа для победы в конкурентной борьбе. В соответствии с таким подходом можно, разработав «блефо-стратегию», сбить конкурента с верного курса и направить его действия в другую сторону. Этот подход базируется на чисто психологическом аспекте – желании внедрить в своей организации то, что вроде бы дало положительные результаты конкуренту.
Прежде всего «блеф-стратегия» имеет одну цель: играя на «псевдообра-зах», заставить конкурента напрасно тратить деньги и время. Знания о существовании «блеф-стратегии» и возможности ее применения помогают менеджерам, более критически, и внимательно относиться к анализу стратегий, которые применяются в отрасли разными производителями.
Аналогичным образом применяется и стратегия как «хитрый маневр», которая помогает обойти конкурентов.
Какие характерные признаки имеет стратегия?
Стратегия- это долгосрочный курс развития фирмы, способ достижения целей, который она определяет для себя, руководствуясь собственными соображениями в пределах своей политики.
Для разработки стратегии каждое предприятие должно осмыслить такие важные элементы своей деятельности: миссию; цели; конкурентные преиму-щества; особенности организации бизнеса; рынки сбыта, где действует фирма; продукцию (услугу); ресурсы; структуру; производственную программу; организационную культуру.
Следовательно, стратегия:
§ определяет основные направления и пути достижения целей укрепления, роста, и обеспечения выживаемости предприятия в долгосрочной перспективе на основе концентрации усилий на определенных приоритетах;
§ позволяет устанавливать взаимодействие фирмы с внешней средой;
§ формируется на основе очень обобщенной, неполной и недостаточно точной информацией;
§ постоянно уточняется в процессе деятельности;
§ имеет сложную внутреннюю структуру, т.к. предприятие имеет многоцелевой характер деятельности;
§ является основной для разработки стратегических планов, проектов и программ;
§ является способом достижения синергии (2+2=5);
§ является основой для проведения организационных изменений в структуре предприятия;
§ дает возможность наладить эффективную мотивацию, контроль, учет и анализ.