Зарождение государственности на Востоке. Наиболее общие черты социально-политического устройства ранних государств

Само понятие «цивилизация» происходит от латинского корня, имеющего значение «городской», «гражданский». Это первоначальное значение заметно влияет и на современное употребление слова. Внешним, наиболее очевидным, признаком зарождения цивилизации является появление городов. Процесс урбанизации отражает изменения, происходящие в социальной структуре общества – города возникают, прежде всего, как административные центры. Необходимость в них диктуется централизацией и укрупнением власти, происходящих на фоне разрушения старых родоплеменных отношений.

Сосредоточение власти в руках одного правителя порождает проблему ее легитимности. «Оправдание» власти, идеологическое обоснование обеспечивается ее сакрализацией, то есть приданием ей священного статуса. На практике это выражается в приближении к власти жрецов – союз жречества и правителей характерная особенность цивилизаций Древнего Востока. Порой здесь складываются теократические или близкие к ним формы правления. Так у шумеров верховный жрец являлся правителем города, а в Китае император, фактически являлся верховным жрецом.

Централизация власти порождает и необходимость ее структурирования, выстраивания определенной бюрократической лестницы. Чиновники (советники, правители областей, сборщики податей) играют заметную роль в политической жизни. Кроме того, во всех государствах, располагающих значительными территориями, возникает необходимость в хорошо организованной армии. В мирное время армия способствует поддержанию порядка, во время военных столкновений ее роль, а, следовательно, роль военачальников заметно усиливается. Чиновники и военачальники занимают приблизительно одну ступень в общественной иерархии того времени – они составляют элиту и живут, главным образом, в городах.

Благодаря появлению элиты возникает экономическое и политическое расслоение общества, а, следовательно, меняется и система экономических отношений: на смену натуральному хозяйству в городах приходит разделение труда и торговля. Купцы и ремесленники составляют основную массу городского населения.

Однако в целом население древневосточных государств состояло преимущественно из крестьян, как правило, объединенных в общины. При этом крестьяне могли быть как арендаторами земли, принадлежащей крупному землевладельцу, так и ее собственниками.

Во всех древневосточных государствах имело место рабовладение, однако, труд рабов не играл заметной роли в экономике. Рабы были преимущественно военнопленными и использовались в качестве слуг. В отдельных случаях имело место и долговое рабство.

Социальное устройство государств Древнего Востока представляет собой иерархическую структуру, во главе которой стоит сильный правитель. При этом экономическую основу составляет сельское хозяйство и появление городов, и городской культуры так же является результатом успехов земледелия. Все названные цивилизации не случайно возникают в долинах рек – именно там наличествовали необходимые условия для выращивания различных культур – пшеницы, ячменя, риса. Плодородная почва долин в сочетании с близостью воды подталкивала жителей этих районов к сооружению ирригационных систем, которые заметно повышали урожайность почв. Успехи же такого строительства зависели от умения организовать совместную работу большого количества людей.

Если в целом сравнить ранние цивилизации с первобытным состоянием культуры, то можно отметить общую ярко выраженную тенденцию к упорядочиванию, структурированию всех сфер социальной жизни.

Такое тотальное упорядочивание предполагает четкое закрепление установленных правил, а так же контроль. Необходимость решения этих задач приводит к изобретению письменности.

Каждая цивилизация создает свою систему письма, однако эти системы объединены общим ведущим принципом: знаку соответствует слово. Возникновение на раннем этапе развития культуры именно такой системы объясняется тем, что письмо развивалось «от рисунка». Принцип наиболее древнего рисунчатого письма заключается в том, что графический знак фиксирует не фонему, а «значение». В некоторых культурах, например в Китае, такой способ записи существовал достаточно долго, в культуре шумеров, напротив, изображения быстро приобрели отвлеченно-схематическую форму, что отчасти объясняется сложной техникой процарапывания по сырой глине. Системы письменности, основанные на принципе «знак – слово», принято называть иероглифическими, а знаки иероглифами.

Слово «иероглиф» переводится с греческого как «священные письмена» и это не случайно – письменность с момента возникновения использовалась не только для государственных или хозяйственных нужд, но и в религиозной практике.

Отмеченная выше тенденция к разделению и упорядоченности проявилось и в духовной сфере – на смену верованиям первобытной эпохи в культуре ранних цивилизаций приходят языческие религиозные системы: многочисленные божества объединяются в иерархическую структуру, между ними устанавливаются определенные отношения, они наделяются рядом четко обозначенных функций. Жречество так же превращается в своего рода касту или корпорацию, возглавляемую, как правило, верховным жрецом, каждый служитель культа наделяется определенными полномочиями, занимает место в иерархии.

Несмотря на то, что сакральная сфера приобретает определенную автономность, ее влияние на все стороны жизни человека и общества не уменьшается. Религия, сохраняющая в себе существенный элемент магизма, в значительной мере определяет культурное состояние ранних цивилизаций. Зарождающиеся на Востоке науки теснейшим образом соприкасаются с мистикой и магией: астрономия связана с астрологией, медицина с лечебной магией и, даже, математика связывается с мистическими представлениями. Не менее отчетливо влияние религиозных установок ощущается в художественной культуре, которая порой практически полностью вовлекается в систему магических действий и представлений. Яркий пример такой ситуации являет Древний Египет.

Вопросы и задания:

1. Назовите основные признаки цивилизации, как определенного уровня культурного развития общества.

2. Опишите социальную структуру древневосточного общества

3. Что означает понятие «теократия»?

4. Каковы особенности иероглифического письма? Сравните его с буквенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: