Гомеровский период

Гомеровский период часто называют «темными веками» в истории Греции, так как дошедшие до нас сведения о нем чрезвычайно скудны и отрывочны. Согласно данным археологии в это время отсутствовала монументальная архитектура и письменность. В то же время этот период, несомненно, чрезвычайно важен для становления греческой культуры, поскольку именно с ним связано зарождение традиций, формирования религиозных представлений и обрядов. Можно предположить, что в этот период шел процесс складывания единого этноса в результате ассимиляции северных племен, их объединения с ахейцами и остатками коренного населения Пелопоннеса. О неуравновешенности культуры того времени, о сосуществовании в ее рамках различных уровней говорит явное несовпадение стилистики прикладного искусства и поэтического творчества.

Характерными и самыми выдающимися памятниками прикладного искусства гомеровского периода являются дипилонские погребальные амфоры, найденные близ Афин. Исследователи относят их к геометрическому стилю, распространенному в греческой керамике. Вазы этого стиля сплошь покрывались геометрическими узорами, которые состояли из основных шестнадцати элементов, дающих в разных сочетаниях более четырехсот видов различных узоров. Классическим памятником зрелого геометрического стиля считается знаменитая ваза VIII в. до н. э. Поверхность вазы разделена полосами идеально выстроенного геометрического орнамента. При этом ширина больших полос составляет 2, 3 или 4 ширины узкой полоски в арифметической прогрессии. В полосах размещен меандр – узор из сворачивающихся и разворачивающихся линий, изломанных под прямым углом. Впоследствии такой узор, обозначающий реку, отделяющую мир живых от царства мертвых, станет своеобразным «знаком» греческого стиля. В самой широкой полосе размещено изображение погребальной сцены, которое так же можно принять за геометрический узор – фигурки людей собраны из черных треугольников и подчинены строгому однообразному ритму. Архитектонической уравновешенностью форм, идеально ровной глянцевой поверхностью, монументальностью (высота вазы 1,75м.) ваза напоминает не изделие декоративно-прикладного искусства, а архитектурное сооружение, основанное на точных инженерных расчетах. Не случайно искусствоведы усматривают в ней не только прообраз будущих греческих амфор, но и стилистическую основу классического греческого зодчества, сочетающего в себе строгость, пластичность, уравновешенность. Можно так же заметить, что тенденция логической строгости формы, которая наметилась в искусстве ахейцев, в гомеровский период достигает своего полного выражения. В дипилонских вазах проявился тот дух рационализма, который впоследствии станет отличительной чертой Античности.

Чрезмерной простоте и сухому рационализму ранней керамики противостоят образы гомеровского эпоса. Кажется невероятным, что они сложились в ту же эпоху и у того же народа. Объяснение этого феномена кроется в преемственности языка и связанных с ним традиций – тематика поэм Гомера относится к крито-микенскому периоду, в их основе лежит ахейский эпос, следовательно и формы изложения материала отчасти были унаследованы греками у ахейцев.

Значение гомеровского эпоса для развития культуры Греции трудно переоценить – «Илиада» и «Одиссея» задали не только эстетические, но и мировоззренческие и, даже, религиозные ориентиры зарождающемуся греческому обществу. Замечательной особенностью этих поэм явилось то, что в них изложена подробная характеристика пантеона греческих богов – даны их живые и яркие образы. Именно благодаря эпосу греческие боги приобрели ясные очертания, приблизились к человеку, уподобившись ему практически во всех проявлениях. Более того, мир олимпийских богов, собиравшихся «при дворе» громовержца Зевса, вступающих в брачные союзы, ссорящихся, пирующих чрезвычайно напоминал мир людей, только доведенный до некого эстетического совершенства, обретший гармонию и устойчивость вечного существования.

Гомеровские боги воспринимаются не столько как грозные вершители судеб, сколько как недостижимый, но желанный идеал гармоничного существования. Не случайно и люди в поэмах Гомера имеют черты богоподобия – образы Ахилла, Аякса, Гектора выражают стремление человека к совершенной доблести, к эстетической завершенности характера и судьбы.

То же стремление выражено и в форме произведений, которая до сих пор служит образцом эпического творчества. «Илиада» и «Одиссея» написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, отличающемся мелодичностью и звучностью. Эти качества выявлены и подчеркнуты ритмом стихотворного размера – шестистопника или гекзаметра, отличавшегосяторжественностью и приподнятостью.

Можно сказать, что гомеровский эпос был тем духовным зерном, из которого постепенно вырастала сложная и многогранная греческая культура. Мифологические мотивы и поэтические образы постепенно обретают соответствие в зримых формах греческой пластики, которая только к пятому веку вырабатывает стиль соответствующий эстетическому идеалу, заданному поэзией «темных веков».

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте особенности геометрического стиля керамики.

2. Каково было назначение дипилонских ваз? Какой смысл нес в себе меандр?

3. Какое реальное событие послужило темой гомеровской «Илиады»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: