На продуктивность умственного труда оказывает влияние качество освещения. Известно, что правильное освещение позволяет повысить производительность труда на 10—30 %.
Установлено, что в различное время организм человека по разному реагирует на физическую и умственную нагрузку. Существует суточный цикл работоспособности человека: наибольшая производительность — в утренние часы с 9 до 12; с 16 до 20 часов наблюдается повторное, но менее значительное повышение умственной работоспособности.
Наименьшая работоспособность отмечается в период между 14 и 16 часами, а также с 20 до 22 часов.
Люди переутомляются вовсе не потому, что много работают, а от того, что своевременно не отдыхают. Поэтому для восстановления своих сил между занятиями необходимо устраивать перерыв. Перерывы следует делать через каждые 45 минут, максимум через час или полтора.
Наукой установлено, что не покой, а специально организованные движения больше всего способствуют восстановлению сил, работоспособности.
|
|
Таким образом, продуманная организация самостоятельной работы, включающая в себя общую организацию условий, процесса труда и приемы активизации личностных установок, позиций, способствуют эффективному усвоению знаний.
Культура чтения
Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, важно владеть определенными учебными умениями и навыками, к которым относят:
• умение накапливать информацию;
• умение творчески ее перерабатывать;
• умение выдавать новую информацию;
• умение находить на все это время.
Другими словами, культура чтения — понятие достаточно широкое, оно включает в себя регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.
Цели чтения
Информационно-поисковая — найти нужную информацию.
Усваивающая — понять информацию и логику рассуждения.
Аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение.
Творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее.