Самостоятельная работа включает определенные знания и умения, на основе которых могут совершаться самостоятельные действия, связанные с технической и интеллектуальной обработкой информации.
Самостоятельная работа развивает эстетические и креативные умения, умение выявлять и анализировать противоречия, реализовывать полученные знания в практической деятельности.
Как считают Т.И.Великолуг, Т.В.Александрова важность серьезной самостоятельной работы над каждой дисциплиной не вызывает сомнений. Однако должны быть созданы определенные условия, обеспечивающие ее эффективность. Для этого необходимо:
1. Обеспечить наличие и доступность всего методического и справочного материала.
2.Подготовить печатные и электронные версии комплекса учебных пособий по всем изучаемым дисциплинам.
3.Организовать систему мобильной обратной связи по линии «студент — преподаватель». Согласовать работу по контролю и консультированию студентов с результатами текущего тестирования.
4.Обеспечить студентов необходимым методическим материалом, указаниями, рекомендациями с целью правильного распределения времени на изучение разных тем, проблем; обучить их методам, технологиям работы с различными видами источников информации.
5.Разработать и внедрить обоснованную систему качества выполнения и оценки внеаудиторной самостоятельной работы в течение семестра, учебного года.
Естественно, что за каждым направлением самостоятельной работы студента стоит педагогическое содействие и сопровождение преподавателя.
Такое интегративное качество для личности, как «готовность к самообразованию» исследовалось многими учеными (А.К. Громцева, А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков и др.)[3].
«Готовность личности к самообразованию — это естественная образовательная система — интегративная, развивающаяся с помощью педагогического содействия мера сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, духовный рост, самореализацию», — считает доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков.
Продумывая меры организации самостоятельной работы студентов и методично добиваясь их осуществления, рекомендуется составлять графики са-мостоятельных занятий студентов на кафедрах, где указывают время на выполнение каждого задания.
Правильная организация самостоятельной работы студента во внеучебное время, обеспечение методическими рекомендациями по работе с литературой являются важными факторами, определяющими качество подготовки специалиста в вузе.