Как развивать свои познавательные способности

Познавать не размышляя — бесполезно; Размышлять не познавая — опасно.

Конфуций

«Всякое человеческое познание начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями», — говорил великий немецкий фи­лософ И. Кант. Основными компонентами познавательных способностей яв­ляются восприятие, память, мышление. Вкратце сущность их заключается в следующем:

Восприятие — целостное отражение в сознании человека предметов, си­туаций, событий или явлений, возникающее при непосредственном воздей­ствии физических раздражителей на рецепторные поверхности, органы чувств. Для быстрого и полного восприятия очень важно:

1. Определить установки, задачи и мотивы деятельности.

2. Определить, какой вид восприятия (зрительный, слуховой и т.д.) у вас основной, и стараться развивать у себя все анализаторы. Это будет полезно в дальнейшей практической деятельности.

3. Наблюдать и формировать навыки наблюдательности, для чего необхо­димо:

• постоянно, даже в мелочах, ставить пред собой задачу;

• составлять план наблюдения;

• реализовать накопленные знания в наблюдении.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте предмете, объекте и т.д.). При этом необхо­димо помнить:

• Важную роль играет произвольное внимание. Выработка его требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если вы замечаете, что часто отвлекаетесь во время самостоятельной работы или занятий, вам следует «заставлять» себя сосредоточиться. Подобную операцию необ­ходимо проделывать постоянно, так как это тренировка произвольного внимания.

• К делу необходимо проявлять интерес, это определит к нему устойчи­вое внимание. Выше мы уже говорили о том, что субъективно — для самого человека — интересы обнаруживаются в положительном эмо­циональном фоне, который приобретается в процессе познания, в жела­нии ближе познакомиться с объектом.

Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делаю­щий возможным его повторное использование в деятельности или возвраще­ние в сферу сознания. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в осно­ве развития личности. Чтобы развивать память, необходимо выполнять ряд правил. Вот некоторые из них:

1. Верьте в свои силы!

2. Следует иметь установку на запоминание.

3. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запо­минанию материала).

4. Знайте особенности своей памяти. Если у вас зрительная память:

а) при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;

б) читайте сами;

в) желательно иметь в книгах иллюстрации;

г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;

д) пользуйтесь наглядными пособиями. Слуховая память:

а) чаще слушайте других;

б) читайте вслух сами;

в) работайте в тихих помещениях;

г) рассуждайте вслух. Моторная память:

а) работайте, конспектируя материал;

б) рисуйте таблицы, графики, диаграммы;

в) в лабораториях прикасайтесь ко всему и проделывайте все сами.

5. Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадо­бится в практической работе.

6. Тренируйте память.

7. Помните, что только при активной умственной работе возможно глу­бокое запоминание.

8. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:

а) материал для запоминания должен быть понят;

б) умейте концентрировать внимание на материале;

в) запоминание должно быть логическим, осмысленным. Для этого следует:

• составлять план запоминаемого материала;

• делить его на части и выделять в них опорные пункты;

• связывать эти части цепью ассоциаций;

83• сравнивать и сопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;

• классифицировать и систематизировать материал.

9. Постарайтесь связать новое, запоминаемое, с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.

10. Можно пользоваться приемами «мнемотехники», но только для мате­риала, который требует механического запоминания.

11. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь ком­бинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям, повторите весь материал. Середину всегда следу­ет повторять тщательнее, так как она запоминается хуже!

12. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, очень быстро забывается.

13. Старайтесь составлять план припоминаемого материала.

14. Припоминание более надежно, если удается вызывать в себе образы припоминаемых объектов.

15. Если, припоминая, получили неверный результат, начните все сначала, отбросив совсем ненужный образ.

16. Планируя работу, не ставьте два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь друг на друга, они приводят к активному забыванию.

17. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятель­ности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

18. Запомните: утомление — главнейший враг хорошей памяти. Поэтому стремитесь выполнять еще следующие правила:

• обязательно соблюдайте режим;

• работайте в меру, активно отдыхайте.

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в поняти­ях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач, с обобщением и способами познания действительности. Его называют еще высшим продуктом особо организованной материи — мозга. Без развитого мышления человек не может успешно достигать умственных способностей.

Долгое время ум выступал синонимом знаний. Однако каждый на своем опыте наверняка убедился в том, что знания сами по себе еще не говорят об уме человека. Можно иметь много знаний, но не быть умным и творческим человеком. Карел Чапек иронически заметил однажды: «Одно из величайших бедствий цивилизации — ученый дурак». И весьма неприятно то обстоятель-ство, на которое в свое время обратил внимание английский писатель Аддисон: «Если многие научные познания не успели сделать человека более ум­ным, то весьма естественно делают его тщеславным и заносчивым».

Какие же основные качества образуют человеческий ум? Это очень важ­но знать, ибо глубокое понимание ценных качеств ума и осознание его недо­статков — уже, можно сказать, полдела в самовоспитании.

Одно из важнейших качеств ума — самокритичность, понимание отно­сительности своих способностей и знаний, стремление осознать недостат­ки своей умственной деятельности. «На память свою жалуется всякий, на рассудок никто», — остроумно подметил Ларошфуко. Самокритичность должна сочетаться с умением видеть достоинства других людей, с интере­сом к их рассуждениям, с желанием учиться у них. Интересно, чем чело­век умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он в других людях. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые, видят в таких же серых тонах окружающих людей. Человек — как солнце: чем он умнее и чем ярче его сияние, тем сильнее он освещает и видит своеобразие окружающих людей.

Противоположное самокритичности качество — самодовольство — пред­ставляет собой остановку в развитии ума, леность и инертность его. Самодо­вольство обычно сочетается с отрицательным отношением к умственным возможностям других. Ограниченный и самодовольный человек часто скло­нен к поверхностному скепсису, а то и злословию. На эту сторону человечес­кой личности обращал внимание В.Г. Белинский: «В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности». Наибо­лее полную оценку дал самодовольной посредственности Д.И. Писарев: «Ум­ственная посредственность всегда отличается пассивным консерватизмом и противопоставляет натиску новых идей тупое сопротивление инерции. Сле­пой догматизм и дешевый скептицизм одинаково часто встречаются в людях ограниченных».

Возможной причиной такого рода нигилизма умственно ограниченного человека может быть и защитная реакция, призванная скрыть неумение и нежелание думать, напрягать свои интеллектуальные силы, а главное — стрем­ление самоутвердить свое «Я», подчеркнуть силу своего ума. Вот довольно наивный, но старый и устойчивый способ подчеркивания своей умственной оригинальности, высмеянный историком В.О. Ключевским: «Некоторые ду­мают, что стоит обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным».

Можно ли развить свои умственные способности? Если это не связано с органическими физиологическими нарушениями, когда мы имеем дело с больными, то можно в принципе сделать человека немного более умным.

Весьма важно правильно ориентироваться на указанные ценные качества, в своей совокупности образующие ум человека, под которым понимается способность оптимально решать научные или практические жизненные про­блемы, проникать в суть явлений или поступков, устанавливать их причины к приходить при этом к правильному, истинному выводу.

Полезно учиться обосновывать свои суждения: не спешить излагать все, что известно по данному вопросу; наметить основные моменты, на которых необходимо остановиться; расположить эти вопросы в таком по­рядке, чтобы один вытекал из другого, был причинно обусловлен; в уста­новленной последовательности подбирать факты, подтверждающие каж­дое положение; стараться, чтобы доводов было достаточное количество; не отбрасывать и те факты, которые опровергают выдвинутое положение, проанализировать их, сопоставить их с положительными фактами и уста­новить, могут ли они изменить ход мыслей или нет; сделать вывод из рас­суждения и определить, соответствует ли он положению, которое требова­лось обосновать.

Осознание целесообразной последовательности действий поможет конт­ролировать ход своих и чужих мыслей, понять, было ли обоснование сужде­ний глубоким, последовательным и полным. Не ограничиваясь этим, можно задать себе и такие вопросы: правильно ли, судя по логике другого человека, понято им аргументируемое положение? Правильно ли он вычленил основ­ные вопросы, на которых надо было остановиться при аргументации? Целе­сообразна ли выбранная им последовательность рассуждения? Убедительны или нет приведенные аргументы? Было ли их число достаточным и необходи­мым?

Важно при этом помнить, что умственное самосовершенствование — не отвлеченный изолированный процесс. Оно сопутствует производственной, учебной, общественно полезной деятельности человека. В условиях интел­лектуализации труда решение производственных задач создает возможности для умственного напряжения, анализа ситуаций, поиска рациональных пу­тей, выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения, четкости и пос­ледовательности, глубины и широты мышления.

Именно напряженная работа мысли человека, рационально организован­ная в процессе учебной и производственной деятельности,— важный путь умственного самовоспитания и развития целеустремленности в самообразо­вании человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: