Познавать не размышляя — бесполезно; Размышлять не познавая — опасно.
Конфуций
«Всякое человеческое познание начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями», — говорил великий немецкий философ И. Кант. Основными компонентами познавательных способностей являются восприятие, память, мышление. Вкратце сущность их заключается в следующем:
Восприятие — целостное отражение в сознании человека предметов, ситуаций, событий или явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности, органы чувств. Для быстрого и полного восприятия очень важно:
1. Определить установки, задачи и мотивы деятельности.
2. Определить, какой вид восприятия (зрительный, слуховой и т.д.) у вас основной, и стараться развивать у себя все анализаторы. Это будет полезно в дальнейшей практической деятельности.
3. Наблюдать и формировать навыки наблюдательности, для чего необходимо:
• постоянно, даже в мелочах, ставить пред собой задачу;
|
|
• составлять план наблюдения;
• реализовать накопленные знания в наблюдении.
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте предмете, объекте и т.д.). При этом необходимо помнить:
• Важную роль играет произвольное внимание. Выработка его требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если вы замечаете, что часто отвлекаетесь во время самостоятельной работы или занятий, вам следует «заставлять» себя сосредоточиться. Подобную операцию необходимо проделывать постоянно, так как это тренировка произвольного внимания.
• К делу необходимо проявлять интерес, это определит к нему устойчивое внимание. Выше мы уже говорили о том, что субъективно — для самого человека — интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном фоне, который приобретается в процессе познания, в желании ближе познакомиться с объектом.
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития личности. Чтобы развивать память, необходимо выполнять ряд правил. Вот некоторые из них:
1. Верьте в свои силы!
2. Следует иметь установку на запоминание.
3. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминанию материала).
4. Знайте особенности своей памяти. Если у вас зрительная память:
а) при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
б) читайте сами;
|
|
в) желательно иметь в книгах иллюстрации;
г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
д) пользуйтесь наглядными пособиями. Слуховая память:
а) чаще слушайте других;
б) читайте вслух сами;
в) работайте в тихих помещениях;
г) рассуждайте вслух. Моторная память:
а) работайте, конспектируя материал;
б) рисуйте таблицы, графики, диаграммы;
в) в лабораториях прикасайтесь ко всему и проделывайте все сами.
5. Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.
6. Тренируйте память.
7. Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.
8. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:
а) материал для запоминания должен быть понят;
б) умейте концентрировать внимание на материале;
в) запоминание должно быть логическим, осмысленным. Для этого следует:
• составлять план запоминаемого материала;
• делить его на части и выделять в них опорные пункты;
• связывать эти части цепью ассоциаций;
83• сравнивать и сопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;
• классифицировать и систематизировать материал.
9. Постарайтесь связать новое, запоминаемое, с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.
10. Можно пользоваться приемами «мнемотехники», но только для материала, который требует механического запоминания.
11. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям, повторите весь материал. Середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже!
12. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, очень быстро забывается.
13. Старайтесь составлять план припоминаемого материала.
14. Припоминание более надежно, если удается вызывать в себе образы припоминаемых объектов.
15. Если, припоминая, получили неверный результат, начните все сначала, отбросив совсем ненужный образ.
16. Планируя работу, не ставьте два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь друг на друга, они приводят к активному забыванию.
17. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.
18. Запомните: утомление — главнейший враг хорошей памяти. Поэтому стремитесь выполнять еще следующие правила:
• обязательно соблюдайте режим;
• работайте в меру, активно отдыхайте.
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач, с обобщением и способами познания действительности. Его называют еще высшим продуктом особо организованной материи — мозга. Без развитого мышления человек не может успешно достигать умственных способностей.
Долгое время ум выступал синонимом знаний. Однако каждый на своем опыте наверняка убедился в том, что знания сами по себе еще не говорят об уме человека. Можно иметь много знаний, но не быть умным и творческим человеком. Карел Чапек иронически заметил однажды: «Одно из величайших бедствий цивилизации — ученый дурак». И весьма неприятно то обстоятель-ство, на которое в свое время обратил внимание английский писатель Аддисон: «Если многие научные познания не успели сделать человека более умным, то весьма естественно делают его тщеславным и заносчивым».
Какие же основные качества образуют человеческий ум? Это очень важно знать, ибо глубокое понимание ценных качеств ума и осознание его недостатков — уже, можно сказать, полдела в самовоспитании.
Одно из важнейших качеств ума — самокритичность, понимание относительности своих способностей и знаний, стремление осознать недостатки своей умственной деятельности. «На память свою жалуется всякий, на рассудок никто», — остроумно подметил Ларошфуко. Самокритичность должна сочетаться с умением видеть достоинства других людей, с интересом к их рассуждениям, с желанием учиться у них. Интересно, чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он в других людях. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые, видят в таких же серых тонах окружающих людей. Человек — как солнце: чем он умнее и чем ярче его сияние, тем сильнее он освещает и видит своеобразие окружающих людей.
|
|
Противоположное самокритичности качество — самодовольство — представляет собой остановку в развитии ума, леность и инертность его. Самодовольство обычно сочетается с отрицательным отношением к умственным возможностям других. Ограниченный и самодовольный человек часто склонен к поверхностному скепсису, а то и злословию. На эту сторону человеческой личности обращал внимание В.Г. Белинский: «В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности». Наиболее полную оценку дал самодовольной посредственности Д.И. Писарев: «Умственная посредственность всегда отличается пассивным консерватизмом и противопоставляет натиску новых идей тупое сопротивление инерции. Слепой догматизм и дешевый скептицизм одинаково часто встречаются в людях ограниченных».
Возможной причиной такого рода нигилизма умственно ограниченного человека может быть и защитная реакция, призванная скрыть неумение и нежелание думать, напрягать свои интеллектуальные силы, а главное — стремление самоутвердить свое «Я», подчеркнуть силу своего ума. Вот довольно наивный, но старый и устойчивый способ подчеркивания своей умственной оригинальности, высмеянный историком В.О. Ключевским: «Некоторые думают, что стоит обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным».
Можно ли развить свои умственные способности? Если это не связано с органическими физиологическими нарушениями, когда мы имеем дело с больными, то можно в принципе сделать человека немного более умным.
|
|
Весьма важно правильно ориентироваться на указанные ценные качества, в своей совокупности образующие ум человека, под которым понимается способность оптимально решать научные или практические жизненные проблемы, проникать в суть явлений или поступков, устанавливать их причины к приходить при этом к правильному, истинному выводу.
Полезно учиться обосновывать свои суждения: не спешить излагать все, что известно по данному вопросу; наметить основные моменты, на которых необходимо остановиться; расположить эти вопросы в таком порядке, чтобы один вытекал из другого, был причинно обусловлен; в установленной последовательности подбирать факты, подтверждающие каждое положение; стараться, чтобы доводов было достаточное количество; не отбрасывать и те факты, которые опровергают выдвинутое положение, проанализировать их, сопоставить их с положительными фактами и установить, могут ли они изменить ход мыслей или нет; сделать вывод из рассуждения и определить, соответствует ли он положению, которое требовалось обосновать.
Осознание целесообразной последовательности действий поможет контролировать ход своих и чужих мыслей, понять, было ли обоснование суждений глубоким, последовательным и полным. Не ограничиваясь этим, можно задать себе и такие вопросы: правильно ли, судя по логике другого человека, понято им аргументируемое положение? Правильно ли он вычленил основные вопросы, на которых надо было остановиться при аргументации? Целесообразна ли выбранная им последовательность рассуждения? Убедительны или нет приведенные аргументы? Было ли их число достаточным и необходимым?
Важно при этом помнить, что умственное самосовершенствование — не отвлеченный изолированный процесс. Оно сопутствует производственной, учебной, общественно полезной деятельности человека. В условиях интеллектуализации труда решение производственных задач создает возможности для умственного напряжения, анализа ситуаций, поиска рациональных путей, выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения, четкости и последовательности, глубины и широты мышления.
Именно напряженная работа мысли человека, рационально организованная в процессе учебной и производственной деятельности,— важный путь умственного самовоспитания и развития целеустремленности в самообразовании человека.