Эволюция концепций роли государства в экономике

Приступая к изучению данной темы, следует помнить о том, что вопросы о роли государства в экономике относятся, с одной стороны, к числу основополагающих, с другой, остро дискуссионных в социально-экономических науках. Это связано с тем, что они прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв, классов общества, политических партий и движений. К тому же, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии поставленных задач и функций.

Прежде всего, при изучении данной темы, необходимо выяснить основные причины эволюции экономической роли государства. Обратите внимание на то, что ими, в первую очередь, стали изменения, происходившие в материальном производстве. Среди них: увеличение объемов производства, усложнение экономических связей, усиление роли личного фактора в развитии современного производства. Эти изменения требовали вмешательства государства в регулирование макроэкономических пропорций и решение социальных задач, его помощи в борьбе с монополистическими тенденциями. При этом важно подчеркнуть, что первые систематические исследования влияния государства на экономику связаны с работами представителей меркантилисткой школы – А.Монкретьена, В.Стаффорда, Т.Мана, А.Серра. Они обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. Так, теория раннего меркантилизма предлагала государству осуществлять систему мер, направленных на удержание денег в стране: запрещение вывоза денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой и т.д.. С точки зрения представителей позднего меркантилизма сфера государственной экономической политики переместилась в область торговли, важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса. Например, регулирование ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоз предоставлением премий предприятиям, продукция которых пользуется спросом на внешних рынках.

Представители классической школы политэкономии (А. Смит, Д. Риккардо) выступали за ограниченное вмешательство государства в экономику. Смит ограничивал роль государства функцией «ночного сторожа» - поддержание порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Риккардо обращал внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества.

Важно помнить, что обоснование системы прямого вмешательства государства во все сферы экономической деятельности было сделано Дж.М.Кейнсом, который выявил необходимость усиления регулирующих функций государства, вплоть до полного его диктата в экономике в период кризисных ситуаций.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения:

- левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и так далее, а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих;

- консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики;

- неокейнсианская школа и ее представители полагают, что путем эффективной денежно-кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.

Монетаристы (М. Фридмен) объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь контроль над денежным обращением.

Представители неоклассического синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон) в зависимости от состояния экономики предлагают использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, высказывающихся за ограниченное вмешательство в экономику. Лучший регулятор, по их мнению, – денежно-кредитные методы, а рыночный механизм способен сам установить равновесие между основными экономическими параметрами: спросом и предложением, производством и потреблением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: