Функции государства и формы регулирования в рыночной экономике

При изучении данного вопроса, обратите внимание на то, что необходимость государственного вмешательства в рыночный механизм и его экономические функции вытекают из проявлений несовершенства рынка, среди которых: несостоятельность конкуренции, выражающаяся в возникновении монополий, которые наносят ущерб благосостоянию общества; наличие товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в ограниченном количестве (главным образом услуги в образовании, здравоохранении, культуре, науке, обороне и то подобное); внешние эффекты (экстерналии); неполные рынки (например, рынок страховых услуг, медицинских и пенсионных); безработица, инфляция, экономическое неравновесие; неравномерное распределение доходов и другое.

Важно осознавать, что каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Далее целесообразно перейти к подробному изучению функций государства. Среди них:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, установление «правил рыночной игры». Это касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и так далее;

2) ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может. Государство занимается вопросами национальной обороны, охраны окружающей среды, в ряде случаев образования и медицинского обслуживания, строительством дорог и других форм коммуникаций и т.п.;

3) осуществление экономической политики с целью поддержания нормального функционирования рыночного механизма, сглаживания циклических колебаний, преодоления последствий экономических шоков, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, обеспечения условий долгосрочного экономического роста. В этой группе функций государства обычно выделяют бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, стабилизационную и структурную политики.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полной занятости факторов в условиях стабильного уровня цен. Отклонения от равновесия могут возникать как в следствии шоков со стороны спроса или предложения, так и в следствии циклических колебаний экономики. Шоки в экономике могут исходить как от частного сектора (колебания инвестиционной активности, резкие изменения цен в результате действий монополистических объединений), так и быть результатом определенной экономической политики. Стабилизационная политика связана обычно с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к потенциалу, то есть к полной занятости, и обеспечить равновесие по крайне мере в краткосрочном периоде. Это воздействие осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

Структурная политика направлена на обеспечение условий для устойчивого долгосрочного роста, то есть на увеличение потенциального объема выпуска. Инструменты структурной политики оказывают воздействие прежде всего на совокупное предложение (целевые государственные программы, предполагающие адресное расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики и так далее, снижение налогов).

Следует подчеркнуть, что подобная классификация функций государства в значительной степени условна. Так, в процессе развития рыночной системы возникают явления, препятствующие в дальнейшем нормальному функционированию самого рыночного механизма, например монополии. Поэтому государству для поддержания нормальной конкурентной среды приходится осуществлять антимонопольную деятельность, скажем, через контроль за ценами на продукцию естественных монополий или установление определенных правовых ограничений на монополизацию предложения в отдельных отраслях или регионах. Подобную деятельность государства можно отнести как к первой, так и ко второй группе функций.

Как вы знаете, функционирование рыночного механизма предполагает, что доход экономического агента зависит от количества и качества имеющихся у него ресурсов, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг. Но значительная часть населения не в состоянии обеспечить себе достойное существование ни через организацию собственного производства, ни путем продажи имеющихся ресурсов. К этой группе населения относятся пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние, студенты, вынужденно безработные и т. д. Поэтому государство в целях поддержания устойчивого социального климата в обществе обязано с помощью бюджетно-налоговой политики заниматься перераспределением созданного дохода с тем, чтобы обеспечить нормальное существование названных категорий населения (не говоря уже о более сложной задаче – определения и поддержания оптимальной степени дифференциации доходов в обществе). Обратите внимание на то, что эту функцию государства также сложно однозначно отнести ко 2-й или 3-й группе представленной классификации. Важно подчеркнуть, что в силу особой значимости, социальная политика нередко выделяется в качестве самостоятельного направления наряду с фискальной, денежной и структурной политикой.

Важно понимать, что функции государства реализуются посредством государственного регулирования, под которым понимается система мер законодательного, исполнитель­ного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к из­меняющимся условиям. А под экономической политикой - форма реализации функций государства, то есть это мероприятия государства, направленные на обеспечение нормального функционирования экономической системы. Наиболее важные и главные из них охарактеризованы ниже.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и так далее.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Оно предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии.

Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечение экономической безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: