Вопросы и задания для самопроверки. 1. Что понимается под фискальной (бюджетно-налоговой) и денежно-кредитной политикой?

1. Что понимается под фискальной (бюджетно-налоговой) и денежно-кредитной политикой?

2. Что понимается под дискреционной и недискреционной фискальной политикой?

3. Приведите примеры «встроенных стабилизаторов» и объясните механизм их работы?

4. Автоматические стабилизаторы:

а) могут способствовать подъему экономики;

б) не требуют для заключения действий со стороны Государственной Думы;

в) состоят из государственных трансфертов;

г) обеспечивают полную занятость в экономике.

5. На ваш взгляд пример встроенной стабильности – это: прогрессивная система налогообложения; уменьшение государством налогов в период рецессии; увеличение расходов государственного бюджета в период спада? Объясните свой выбор.

6. Какие проблемы реализации фискальной политики вы знаете?

7. Покажите влияние пропорциональных и прогрессивных налогов на совокупный спрос и доходы (в том числе и графически).

8. Если экономика переживала спад, что из ниженазванного явилось бы подходящей фискальной политикой:

а) поддержка растущих расходов Государственной Думой;

б) повышение налогов и уменьшение расходов;

в) сокращение расходов на оборону и социальные программы;

г) снижение налогов, увеличение расходов и повышение дефицита государственного бюджета.

9. Какое влияние окажет на ВВП один и тот же дефицита госбюджета, но за счет снижения налогов или за счет увеличения госрасходов.

10. Когда государство проводит дефицит бюджета, можно утверждать, что:

а) государство осуществляет сдерживающую бюджетно-налоговую политику;

б) государство осуществляет стимулирующую бюджетно-налоговую политику;

в) бюджет полной занятости не достижим без бюджетного дефицита;

г) невозможно определить тип бюджетно-налоговой политики.

11. Назовите цели и объекты денежно-кредитной политики.

12. Какие инструменты денежно-кредитной политики вы знаете? Охарактеризуйте их. В чем их преимущества и недостатки?

13. Что понимается под экспансионистской и рестрикционной денежно-кредитной политикой? В каком случае целесообразно применение каждой из них?

14. В период спада центральный банк должен: повысить (понизить) норму обязательных резервов; повысить (понизить) учетную ставку; проводить операции продажи (покупки) на открытом рынке? Объясните свой ответ.

15. В экономике высокая и длительная инфляция. Какие изменения в резервной норме, учетной ставке, операциях на открытом рынке Вы бы предложили? Объясните, каким образом данные изменения повлияют на денежное предложение, процентные ставки и совокупные расходы.

16. В стране наблюдается экономический спад. Предложите направ­ленную против спада стабилизационную политику, включающую как бюджетно-налоговые, так и денежно-кредитные мероприятия.

17. «Кейс-стади»

Необходимо ответить на ряд приведенных ниже вопросов, прочитав отрывок из статьи Ржевской Т.Г. (Ржевская Т.Г. Сбалансированность бюджетной системы и эффективность бюджетной политики // Экономические науки. – 2011. - №9. – С.199-202).

«В настоящее время многие расходы бюджетной сферы финансируются по остаточному принципу, хотя налоги платят в расчете на выполнение государством возрастающего стандарта в оказании бюджетных услуг…

…В ближайшие годы основные трудности обеспечения прироста ВВП обусловлены состоянием технологической базы производства. Надежды на существенное обновление производственного аппарата не подкрепляются реальной политикой, поскольку инвестиции в основные фонды остаются недостаточными. В бюджетном секторе капитальные расходы составляют меньше 10% к общей сумме расходов федерального бюджета. И хотя в доле бюджетного финансирования, «пропускаемого» через ФЦП, капитальные вложения увеличиваются, это значимо не изменяет ситуации, поскольку в госсекторе экономики масштабная замена изношенных основных фондов не осуществляется…

…Для создания условий динамичного роста необходимы инвестиции в передовые технологии, подготовку кадров и, следовательно, более разумное использование каждого рубля свободных финансовых ресурсов, в том числе в тех, которые будут формироваться в профиците».

Как вы понимаете, что означает осуществление бюджетных расходов по остаточному принципу?

Каковы последствия для российской экономики того, что не осуществляется масштабной замены основных производственных фондов?

Почему современным условием роста выступают инвестиции в передовые технологии и подготовку кадров?

18. «Кейс-стади»

Необходимо ответить на ряд приведенных ниже вопросов, прочитав отрывок из статьи Красавиной Л.Н. (Красавина Л.Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей и ценовой стабильности // Деньги и кредит. – 2012. - №12. – С.3-11).

«Банк России осуществляет регулирование кредитных факторов инфляции путем изменения процентных ставок на основе оценки рисков и рисков неустойчивости экономического роста. Однако воздействие процентной ставки (особенно ставки рефинансирования) на развитие российской экономики, с нашей точки зрения, недостаточно эффективно в отличие от развитых стран. Ориентация Банка России на сдерживание колебаний процентных ставок по отдельным операциям по предоставлению и изъятию ликвидности ограничивается лишь денежным рынком, т.е. операциями сроком от одного дня до года, хотя на кредитном и депозитном рынках, они осуществляются и на средний срок (от года до пяти лет) и более длительный срок.

Для оценки влияния снижения процентных ставок на стимулирование кредитной и инвестиционной деятельности неправомерно ограничиваться лишь этим элементом стоимости кредита. Практикуемое некоторыми банками включение комиссионных вознаграждений в процентную ставку, по существу, увеличивает плату за кредит».

Согласны ли вы, что кредит может играть негативную роль в развитии инфляции? Обоснуйте свой ответ.

Каковы последствия того, что Банка России ориентируется на сдерживание колебаний процентных ставок по краткосрочным операциям?

Как включение некоторыми банками комиссионных вознаграждений в процентную ставку может оказать влияние на инфляцию?

Может ли повлиять на темп инфляции рост задолженности по банковским кредитам?

9.4 Рекомендуемая литература

1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учеб. для студентов вузов / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподготовки повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук.- 9-е изд., доп. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.: ил.. - (Университетская серия). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-94416-023-2.

2. Абель, Э. Макроэкономика = Macroeconomics: учебник / Э. Абель, Б. Бернанке.- 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 763 с.: ил. - (Классика МВА). - Парал. тит. л. англ. - Прил. в конце гл. - ISBN 978-5-459-01020-6.

3. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев.- 11-е изд., стер. - М.: Омега - Л, 2008. - 732 с.: ил., табл.. - (Высшее экономическое образование). - Библиогр.: с. 724-725. - ISBN 978-5-370-00569-5.

4. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: для бакалавров и специалистов: учебник / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 447 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Слов.: с. 405-440. - ISBN 978-5-459-00303-1.

5. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян.- 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.: ил. - (Вопрос - ответ) - ISBN 978-5-003065-4.

6. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / под ред. С. Ф. Серегиной; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 522 с.: ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Библиогр. в конце гл. - Слов. экон. терминов: 494-521. - ISBN 978-5-9916-2115-1.

7. Макроэкономика: учеб. для вузов / под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.: ил.. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с. 367-368. - ISBN 978-5-49807-328-6.

8. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2006. - 464 с. - Прил.: с. 439-462. - ISBN 5-85971-249-9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: