Тема 4. Земельный налог

Земельный налог является одной из форм платы за использование земли. На это указывает ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ). При этом землей, в общепринятом смысле, признается природный ресурс, который может быть использован для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, дорог.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог является местным налогом.

В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ, п. 1 ст. 387 НК РФ данный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Напомним, что муниципальным образованием признаются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В особом порядке устанавливается земельный налог в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Так, на основании абз. 2 п. 1 ст. 387 НК РФ в указанных городах земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), согласно п. 2 ст. 387 НК РФ, определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, порядок и сроки уплаты указанного налога.

Также при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица (юридические и физические), которые имеют право на льготу по земельному налогу.

Налогоплательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

Что касается понятия "земельный участок", то в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Объект налогообложения

Земельным участком в силу ст. 11.1 ЗК РФ признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Из этого определения Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления N 54 делает вывод о том, что объект обложения земельным налогом возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Статьей 70 ЗК РФ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).

На основании ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

- описание местоположения границ данного объекта;

- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

- площадь, определенная с учетом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ;

- сведения о вещных правах на него и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в ЕГРП.

Таким образом, если в отношении земельного участка документально и фактически определены его площадь и границы в соответствии с земельным законодательством и Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, а также присвоен кадастровый номер, то этот участок становится объектом обложения земельным налогом. На это указывает Постановление ФАС Московского округа от 6 августа 2009 г. N КА-А40/7251-09 по делу N А40-34499/08-90-101.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Собственностью юридических лиц признаются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, на что указывает п. 1 ст. 15 ЗК РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (ст. 20 ЗК РФ). Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков налогоплательщик земельного налога отсутствует. Такое же мнение отражено в Письме Минфина России от 6 октября 2009 г. N 03-05-04-01/82.

Вместе с тем, если организациями приобретено право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, то они признаются плательщиками земельного налога на основании свидетельства о государственной регистрации прав или на основании акта (свидетельства или других документов), удостоверяющего право на данный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Следует отметить, что плательщиками земельного налога становятся и правопреемники (при реорганизации организаций, за исключением выделения, а также при наследовании), причем независимо от регистрации перехода соответствующего права, на что указывает п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога". Не признаются налогоплательщиками земельного налога согласно п. 2 ст. 388 НК РФ организации в отношении земельных участков:

- находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования (ст. 24 ЗК РФ).

- переданных им по договору аренды (ст. 22 ЗК РФ).

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И ПОСТАНОВКА НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества. Данное требование установлено в п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации (на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления) недвижимого имущества, в частности земельного участка, производится на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - органы кадастрового учета).

Налоговые органы обязаны осуществлять постановку на учет российских организаций по месту нахождения принадлежащего им земельного участка на основании сведений о праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, полученных от органов кадастрового учета. Аналогичное мнение высказано в Письме Федеральной налоговой службы от 14 августа 2006 г. N ММ-6-09/799@ "О постановке на учет владельцев земельных участков".

В силу п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего им земельного участка в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов кадастрового учета. При этом осуществить данный учет налоговый орган обязан бесплатно, на что указывает п. 6 ст. 84 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе. При этом указанные документы должны быть оформлены по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Минфином России.

В особом порядке осуществляется постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан по месту нахождения земельного участка.

Данный порядок отражен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (далее - Положение N АП-3-06/124).

Согласно п. 2.4.1 Положения N АП-3-06/124 постановке на учет подлежат иностранные организации, имеющие в Российской Федерации земельный участок, принадлежащий им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения. При этом указанные организации подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного участка в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций (п. 2.4.2 Положения N АП-3-06/124).

Порядок определения налоговой базы.

Для того чтобы исчислить земельный налог, необходимо определить налоговую базу.

Налогоплательщики-организации (далее - налогоплательщики) согласно п. 3 ст. 391 НК РФ определяют налоговую базу самостоятельно, причем определяют на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться налогоплательщиком на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 20 апреля 2009 г. N 03-05-05-02/18.

Обратите внимание, что сведениями о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны обеспечивать себя самостоятельно.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. ст. 390, 391 НК РФ.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если у налогоплательщиков возникает в течение налогового периода право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

В случае, когда приобретенный налогоплательщиком земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), налоговая база в отношении этого участка определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: