ТЕМА 10. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века

План

1.Социально-политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России. Реформы С.Ю.Витте.

2.Причины кризиса государственного управления на рубеже Х1Х-ХХ вв.

3.Революция 1905-1907 гг. Изменения в политической системе. Стала ли Россия конституционной монархией?

4.Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.

5. Изменения в системе государственного управления в условиях Первой мировой войны.

Студентам целесообразно дополнительно ознакомиться с работами: Степанский А.Г.Самодержавие и общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв. М, 1980; Тихомиров В.Л. Единоличная власть как принцип государственного строения. М.,1992, Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М, 1998, Аврех А.Ф. Царизм накануне свержения. М,1989; Демин В.Государственная дума России.(1906-1917): механизм функционирования М.,1996, выдержками из статей известных специалистов историков и документальными материалами, представленными в сборнике.

Изучая предыдущие разделы курса, Вы смогли убедиться в том, что в течение Х I Х века российские реформаторы пытались спасти систему, которая их перемалывала одного за другим. И когда не оказалось под рукой еще одного спасителя и еще одной жертвы, она взорвалась. Но произошло это в конце последнего этапа модернизации в конце Х I Х – начале ХХ веков. С. Ю. Витте и С. А. Столыпин, консервативные по своему складу, монархисты по убеждению, сумели провести самые решительные и прогрессивные в условиях России преобразования. Их комплексная программа перестройки предусматривала политику “ государственного капитализма”, то есть активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны и учитывала российскую специфику.

Министр финансов, а затем председатель Совета министров С. Ю. Витте (1898 –1906гг.) справедливо полагал, что, хотя в российской империи юридически давно уже нет удельных княжеств, экономически – при огромных просторах и отсутствии дорог – она не представляет собой единого целого. Развивая концепцию индустриальной модернизации России, Витте отвел железным дорогам роль кровеносной системы и ускорителя промышленного развития. И рубеж Х I Х – начала ХХ века стал периодом железнодорожного бума в России. Получив в наследство от своих предшественников частную железнодорожную сеть в 29 тысяч верст, С. Ю. Витте оставил после себя 57 тысяч верст железных дорог, из которых большая часть принадлежала государству. По темпам и размаху железнодорожного строительства Россия опережала тогда ведущие страны мира.

Но только железные дороги экономику России преобразовать не могли. Поэтому Витте разработал комплексную программу перестройки российской экономики, предполагающую ограждение отечественной промышленности от иностранной конкуренции, активизацию внешней торговли и создание мощного торгового флота, привлечение иностранного капитала, модернизацию сельского хозяйства, активное вмешательство государства в финансово – экономическую жизнь страны.(См.док.) Основой своей программы он считал финансовую реформу: бумажные деньги стали обеспечиваться золотом и свободно обмениваться в банках.

Индустриализация требовала денег. Получить их Витте решил путем увеличения косвенных налогов с населения (увеличение цены на ряд товаров первой необходимости), введения винной монополии (исключительное право государства на продажу спиртных напитков). Эти меры значительно расширили возможности государственной казны.

Стабильность финансов, специальная государственная политика способствовали привлечению иностранного капитала. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Франции, Великобритании, Бельгии. Чтобы кредиты не использовали высшие сановники и привилегированные ведомства, Витте предложил политику прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и регистрационные банки. Особое место Витте отводил торгово-финансовым контактам с южными и дальневосточными соседями России: создавал смешанные русско-азиатские банки, вел ускоренное железнодорожное строительство через Сибирь на Дальний Восток.

Чтобы вызвать больший интерес иностранных инвесторов Витте предлагал снизить таможенные пошлины на иностранную технологию, разрешить иностранным компаниям и банкам покупать частную собственность, недвижимость, землю в качестве гарантий за вложенные капиталы. Подобные проекты предопределили и судьбу самого реформатора и его реформ. Витте стремился ускорить процесс индустриализации и догнать Запад. Его же обвиняли в разрушении устоев, чрезмерном увлечении промышленностью и распродаже России. Обладая огромным авторитетом и влиянием, он имел множество противников, называющих его “биржевым дельцом”, “акционерным заправилой”, всячески препятствующих нововведениям.

Консервативно-охранительную тенденцию в правительственном лагере олицетворял министр внутренних дел В.К. Плеве. Он выступал за сохранение самодержавия в традиционном варианте.

Основные расхождения С.Ю. Витте и В.К. Плеве наметились по аграрному вопросу: что более способствует подъему сельского хозяйства: укрепление общины или ее разрушение и развитие частного крестьянского землевладения?

Изучающим данную тему есть смысл, вспомнить, что большая часть российского крестьянства являлась арендаторами земли, причем аренда и передел земли осуществлялся через общину по уравнительному принципу: это лишало всякой заинтересованности крестьян в улучшении почвы. Кроме того, демографический взрыв конца Х I Х века привел к тому, что 25%-30% общинников земли не хватало. Единственный выход из сложившейся кризисной ситуации в деревне Витте видел в разрушении общины и развитии фермерского хозяйствования.

По убеждению Плеве и Николая II, именно общинный строй мог обеспечить стабильность России.

Расхождение взглядов Николая II и Витте на развитие российского сельского хозяйства стали одной из основных причин царской немилости и отставки Витте с поста министра финансов в 1903 году. Он был назначен на почетный, но в то же время не дающий реальной власти пост премьер-министра, который он занимал до 1906 года.

Но за десятилетний срок пребывания на ключевом посту С.Ю. Витте успел реализовать очень многое из своей экономической программы. По степени концентрации производства Россия начала опережать даже наиболее развитые страны. Темпы прироста объема продукции были необыкновенно высокими: в конце Х I Х века – 12%-15%. Резко увеличилось число современных предприятий, накапливались капиталы, многие регионы страны совершенно изменились.

Положение осложнилось тем, что социально-экономическая модернизация страны проходила в сжатые сроки под жестким контролем деспотического абсолютистского государства. Соответствующего механизма разрешения социально-классовых противоречий не было. Не была решена аграрная проблема: община нищала, ощущался острый земельный голод в центре России, крестьяне требовали передать помещичьи усадьбы общине, которая позволяла существовать, не умереть с голоду.

Из-за жесточайшей эксплуатации очень трудным для России был рабочий вопрос.

На рубеже веков в силу объективных причин в России произошла значительная перегруппировка политических сил. В новый век Россия вступала, будучи абсолютной, неограниченной монархией. Ее политическая система не отвечала экономическим и социальным реалиям и требовала коренного обновления. Надежды, связанные с вступлением на престол Николая П, оказались иллюзорными. Молодой император в одном из своих публичных выступлений назвал звучащие на земских собраниях призывы об «увенчании здания монархии», о создании народного представительства «бессмысленными мечтаниями». А последующий период власть, не отменяя сложившейся системы самоуправления на местах, всячески препятствовала расширению полномочий земств и ограничивала их самостоятельность, что, в свою очередь, вызывало недовольство и усиливало радикальные настроения. Возможность безболезненно реформировать политическую систему еще оставалась, как, впрочем, и кредит доверия верховной власти, но нерешенные из-за недальновидности, бездеятельности властей проблемы. привели к обострению ситуации, а затем и к революционному взрыву.

3. Началом революции принято считать событие, получившее в истории определение “Кровавое воскресенье“. Студенты могут ознакомиться с петицией рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II 9 января 1905 года и с воспоминаниями современников.

Ответом на жестокую расправу властей с демонстрантами стали массовые забастовки, митинги, крестьянские волнения и даже восстания. Стабилизировать положения не удавалось ни силовыми методами, ни компромиссными (предложение Булыгина созвать законосовещательную Думу.) Согласно избирательному закону («Положение о выборах в Государственную Думу») выборы были не всеобщими, а строились на основе смешанной, сословно-имущественно-цензовой системы и были не прямыми, а многостепенными. Избирательные права предоставлялись лицам владевшим собственностью Не могли участвовать в выборах женщины, лицам моложе 25 лет, военнослужащие, находившиеся на действии тельной службе, учащиеся, бродячие инородцы, рабочие ремесленники, батраки, деревенская беднота и т.п. Опубликование манифест 6 августа 1905 г. стало первым шагом к реформе государственного управления, но полумеры уже никого не устраивали.

В начале октября в стачечную борьбу включились железнодорожники, что парализовало страну.

В этот критический момент осенью 1905 года бюрократия выдвигает на первый план либеральное крыло. Впрочем, Витте вряд ли можно назвать либералом. Но истинный монархист Витте с помощью либеральных мер в начале революции в очередной раз попытался спасти династию.

После долгих колебаний Николай II подписал проект указа, одним из авторов которого был Витте, “ Об усовершенствовании государственного порядка ” или “ Манифест 17 октября 1905 года ”. Манифест предполагал колоссальный шаг в сторону парламентаризма демократии, конституционной монархии: содержалось обещание даровать населению основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести слова собраний, союзов; создавались одномандатная государственная Дума, к выборам в которую допускались все сословия, начала формироваться многопартийная система. В отличие от предыдущего, в манифесте 17 октября Дума наделялась законодательными полномочиями.

Таким образом, напор революции, угроза развала страны ускорили продвижение Росси к парламентаризму. Образование Государственной думы, реорганизация Государственного совета и принятие «Основных государственных законов» привели к ограничению власти императора в законодательной сфере, что, как известно, является главным признаком дуалистической монархии.

Но царь полагал, что уступка эта временная, что революция – стихийный бунт. Под этим предлогом нарушались торжественно провозглашенные Манифестом гражданские свободы. В апреле 1906 года принимается новая редакция “Основных законов российской империи”. В частности, там говорилось, что верховная, самодержавная власть принадлежит императору.

Император обладал правом законодательной инициативы, без его утверждения ни один закон не вступал в силу. В порядке верховного управления он издавал указы и повеления, подлежащие обязательному заверению председателем Совета министров или министром, ответственным за данную часть управления. Ему принадлежало неограниченное право в верховном руководстве армией, флотом, внешней политикой, при назначении высших чиновников, в том числе, главу правительства, министров. Он объявлял местности на военном и исключительном положении, ему принадлежало право чеканить монеты. Ему принадлежало право жаловать титулы и ордена, осуществлять помилования, объявлять амнистию. Особа императора считалась священной и неприкосновенной. Императорская власть передавалась по наследству.

Государственная дума. По Манифесту 17 октября Государственная дума получала законодательные полномочия. Обозначался срок полномочий государственной Думы, но при этом она могла быть распущена. Законодательные инициативы ограничивались. Выборы предусматривались не прямые, а многостепенные, через выборщиков. По закону о выборах в Государственную думу создавались четыре избирательные курии: землевладельческая, городских избирателей, крестьянская и рабочая. Выборы в думу носили многоступенчатый характер: для первой курии – двухступенчатые, для второй и четвертой – трехступенчатые, для третьей – четырехступенчатые. Если избиратель соответствовал цензовым требованиям сразу по двум куриям, ему предоставлялось два голоса. Для всех избирателей устанавливался возрастной ценз – 25 лет. Права голоса не имели женщины, военные, чины полиции и высшей губернской администрации, учащиеся, бродячие инородцы», осужденные судом и находящиеся под следствием, священники-расстриги, исключенные из дворянских собраний или крестьянских обществ.

К ведению Думы были отнесены: рассмотрение законов и бюджета, надзор за Государственным контролем, утверждение уставов акционерных обществ и компаний, дела о постройке железных дорог за счет казны, дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.

За императором оставалось право издавать во время прекращения работы Государственной думы указы, имеющие силу закона.

Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его заместители, избиравшиеся из числа депутатов на 1 год. Члены думы распределялись по фракциям. Законопроекты принимались общим собранием думы и получали силу закона после одобрения государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался Государственным советом, создавалась согласительная комиссия.

Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска.

Так, I Государственная Дума, названная Николаем “главной позицией, захваченной революцией” за предложенный ею радикальный аграрный проект, просуществовав совсем немного (72 дня, с 27 апреля по 8 июля 1906 г.), была распущена. Витте, объявившего амнистию, упразднившего предварительную цензуру и отменившего выкупные платежи, отправили в отставку.

Председателем Совета Министров стал П.А. Столыпин, сторонник жесткого курса реформ и сильной власти. Он задумал целый комплекс преобразований, которые касались политической сферы (неприкосновенность личности, гражданское равноправие и т.п.), социальной (социальная защита рабочих по инвалидной старости, болезни), образовательной, медицинской и т.д. Стержнем его программы стал аграрная реформа. Основой ее проведения стал именной высочайший Указ Сенату 9 ноября 1906года, в соответствии с которым крестьяне имели право свободного выхода из общины с землей. (См.док.)

Цели аграрной реформы: обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны, разрушить общину, создать слой крепких собственников, избыток рабочей силы направить в город. На самом деле предстояло изменить весь обряд жизни, общинное сознание российского крестьянства.

Но, считал Столыпин, при проведении реформ нужны стабильность и порядок, и наводил порядок он твердо и жестко. Уверенный в том, что настоящая демократия может утвердиться в России через несколько десятилетий, с появлением мощного слоя фермеров-крестьян, Столыпин старался проводить указы в чрезвычайном порядке, пренебрегая мнением Думы. П Дума работала чуть больше первой – 102 дня (с 20 февраля по 3 июня 1907.)

Проведение реформ, жесткие меры по наведению порядка позволили России выйти из революционного кризиса. 3 июля 1906 – день разгона II государственной Думы - считается днем поражения революции. Поводом для разгона Думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. В закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласия и была распущена. Однако силовое решение не погасило конфликта между исполнительной и законодательной властью. Но отказаться от органа народного представительства власть уже не могла, и поэтому в нарушение Основных государственных законов был изменен избирательный закон. Представительство от курий было перераспределено в пользу цензовой, состоятельной части избирателей, что обеспечивало лояльность Думы.

Ш государственная Дума работала полный срок (11 ноября 1907 г-9июня 1912 г.) 1У Государственная дума - с15ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г. Характерная черта – опора на двойное большинство в III и IV Государственных думах (правооктябристское и октябристско-кадетское), в результате чего правительство, сохраняя парламентскую систему, могла принять практически любой законопроект, как консервативной (правооктябристское большинство), так и либеральной направленности (октябристско-кадетское большинство). В результате складывалась видимость парламентаризма и законности, что несколько успокаивало либеральное общественное мнение, хотя на деле правительство подчинялось только императору, Государственная дума никакого влияния на него не оказывала. Эта политическая система получила название «третьеиюньской монархии».

Реформа Государственного совета. Чтобы создать буфер между императором и Думой, было решено в 1906 г превратить Государственный совет в верхнюю палату российского парламента. Государственный совет был наделен равными с Думой законодательными полномочиями. Было решено удвоить состав Совета до 196 человек. Председатель, вице-председатель, половина членов Государственного Совета, как и прежде, назначалась императором из высших слоев бюрократии. Вторую половину членов верхней палаты должны были составить выборные члены от земств, дворянских обществ, торгово-промышленных комитетов, духовенства, университетов. Причем, большее количество мест получали дворяне. Члены Государственного совета избирались на 9 лет, каждые 3 года планировалось обновление 1\3 состава.

Государственный совет в случае несогласия с законопроектом, одобренным Думой, мог либо возвратить его в нижнюю палату на доработку, либо, как уже говорилось выше, передать в согласительную комиссию. Это ставило Совет в преимущественное положение по отношению к Думе.

Основной формой Совета было общее собрание. Кроме того функционировали два департамента (первый рассматривал административные, гражданские, судебные дела, второй – финансово-кредитные, об отводе и продаже участков казенной земли, строительстве железных дорог). Работа в Государственном Совете была организована несоизмеримо выше, чем в Думе.

Реформа исполнительной власти. Реорганизации подверглись Совет Министров и Комитет министров – высший законосовещательный орган. В условиях обострения внутриполитической обстановки выявилась необходимость в создании дееспособного, объединенного правительства, способного обеспечить оперативность и координацию действий министерств. 19 октября 1905 года был создан такой орган – Совет Минис тров. В его состав включались министры, главноуправляющие, обер-прокурор Синода и государственный контролер. Император назначал и смещал председателя Совета, министров. Председатель мог лишь представлять и обсуждать кандидатуры. Правительство не было ответственно перед Думой.

Тем не менее, Председатель Совета Министров имел больше прав, чем ранее председатель Кабинета: имел право требовать от руководителей министерств и ведомств все сведения, объяснения и предложения для подачи доклада императору.

Совет министров являлся постоянно действующим высшим правительственным органом и собирался на заседания по 2-3 раза в неделю.

К ведению Совета Министров относились дела высшего государственного управления и дела чрезвычайно-правового характера. То есть предусматривалась возможность проводить законодательные акты через Совет Министров, минуя законодательные органы.

Совет Министров в том виде, в каком он был создан в 1905 году, просуществовал до Февральской революции, когда его функции как высшего органа государственного управления перешли Временному правительству. Его председателями были С.Ю.Витте, И.Л.Горемыкин, П.А.Столыпин, В.Н.Коковцев.

Малый Совет министров или Совет Министров сокращенного состава. В его состав входили товарищи (заместители) министров. К сфере его компетенции были отнесены текущие вопросы управления, а также предварительное рассмотрение дел, выносимых на обсуждение правительства.

Существенные изменения происходили не только в высших эшелонах государственного управления, но и в местного уровня управлении.

Иной стала политика в отношении национальных окраин. Возобладало стремление унифицировать управление окраинами, «русифицировать» (фактическая ликвидация финляндской автономии, например, выделение из состава Царства Польского Холмщины и превращение ее российскую губернию, использование чрезвычайных методов управления в отдельных районах страны в годы первой революции и т.п.). Такая политика не отличалась гибкостью и усилила центробежные тенденции.

Активизация общественно-политической деятельности земств вызвала негативную реакцию правительства. Напомним, в начале века из ведения земств было изъято продовольственное дело, были проведены ревизии ряда губернских земств, практиковалось неутверждение в должности неизбранных председателей управ и т.п. После опубликования Манифеста роль земств становится более значимо, многие земские деятели были избраны депутатами Думы.

Данная схема поможет студентам четче представить себе развитие событий в годы Первой русской революций 1905-1907 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: