Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего

Индивидуально-воспитательная работа основывается на всестороннем изучении и учете командиром социальных, психологи­ческих, педагогических и других особенностей каждого в отдельности военнослужащего, его индивидуальности. Изучение подчиненного — емкая, многоплановая деятельность, обязательная для каждого коман­дира-воспитателя.

Какие же данные о подчиненных необходимо знать командиру? Это главным образом общие биографические сведения; психические особенности; морально-нравственные качества; состояние здоровья.

Изучение подчиненных — одна из уставных обязанностей каждого командира (начальника). В соответствии с требованиями Устава внут­ренней службы ВС РФ и практикой индивидуально-воспитательной работы установлен необходимый и обязательный перечень знаний офи­церов о своих подчиненных, который включает следующие положения:

Ø фамилия, имя, отчество;

Ø время и место рождения;

Ø состав семьи, род занятий ее членов;

Ø в каких учебных заведениях обучался;

Ø где и кем работал;

Ø какой общественной деятельностью занимался;

Ø уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения и др.

Эти и другие данные можно получить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его род­ными, а также в индивидуальной ознакомительной беседе. Биографи­ческие сведения должны быть зафиксированы командиром в его педа­гогическом дневнике, тетради учета индивидуальных особенностей военнослужащего, а в последующем пополняться и активно использо­ваться при осуществлении индивидуально-воспитательной работы.

Для осуществления индивидуально-воспитательной работы не сто­ит ограничиваться только изучением биографических данных подчи­ненных. Наряду с этим необходимо изучать и знать социально-психоло­гические особенности личности военнослужащего:

Ø степень включенности в систему связей с сослуживцами, команди­рами, другими людьми;

Ø общительность (коммуникативность);

Ø место в коллективе (лидер, середнячок, аутсайдер и др.);

Ø степень влияния на других военнослужащих (авторитетность);

Ø способность адаптироваться к условиям военной службы и др.

В совокупности эти данные должны способствовать пониманию ко­мандиром, воспитателем места и роли военнослужащего в воинском коллективе и того, как коллектив отражается в его личности.

Для качественного проведения индивидуально-воспитательной ра­боты командиру необходимо как можно полнее изучить психологиче­ские особенности каждого военнослужащего, определить своеобразие психических процессов, состояний и свойств военнослужащего, его способности, темперамент, характер, направленность и др.

Способности — это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности.

Их важнейшие свойства — индивидуальное своеобразие и количе­ственная определенность. И то и другое можно определить лишь в сравнении. Способности формируются из задатков, т. е. конкретных анатомо-физиологических особенностей новорожденного.

У всех детей есть необходимые задатки, хотя количественно они выражены неодинаково. Однако в процессе развития различия начинают вырисовываться все больше. У одного лучше развивается психо­моторика, у другого — речь, мышление и т. д. Это обусловлено все теми же задатками, но не только ими. Чем дальше, тем активнее начинают включаться иные, ситуативные механизмы — удовольствие от успеха,

поощрение, активная помощь. Незадействованные способности и задатки приостанавливаются в развитии, и со временем это приводит к полному их разрушению. Профессиональное обучение и деятельность формируют профессиональные способности. Одаренность и талант - высшие характеристики способностей, но

онитребуют постоянного совершенствования.

Способности взаимосвязаны со знаниями, умениями и навыками, Очень важно отметить, что высокого уровня знаний, навыков, умений может достичь любой человек с трудолюбивым, упорным характером. Разница в том, что наличие способностей позволяет ему достичь того же результата гораздо быстрее.

В поступках и поведении человека тесно переплетены психическая и физиологическая составляющие. Одной из характеристик подобной взаимосвязи выступает темперамент.

Темпераментом называют интегральное индивидное свойство личности, обуслов­ленное особенностями нервной системы и характеризующее динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с дру­гими психическими особенностями человека. От темперамента зави­сит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения.

Темперамент — одна из базовых характеристик личности. Проте­кающие в человеке нервные процессы делят на два вида: возбуждение и торможение. Для их характеристики вводятся парные критерии: сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инерт­ность (медлительность). Сила означает способность нервных клеток переносить длительные нагрузки или кратковременные, но очень силь­ные. Слабость — наоборот. Уравновешенность означает, что по абсо­лютной величине процессы возбуждения и торможения равны. Не­уравновешенность — то, что у человека один из процессов доминирует: он либо реактивный, либо замедленный. Подвижность — это легкость перехода от одного процесса к другому и наоборот.

В соответствии с этими критериями (хотя они не единственные) можно выделить следующие типы темперамента:

Ø сангвиник: сильный-уравновешенный-подвижный;

Ø холерик: сильный-неуравновешепиый-подвижный;

Ø флегматик: сильный—уравновешенный-медлительный;

Ø меланхолик: слабый-неуравновешенный.

Особенности темпераментов необходимо учитывать в индивиду­ально-воспитательной работе.

Сангвиник — живой, подвижный, достаточно владеющий собой че­ловек. Во взаимоотношениях доброжелателен, не обидчив. Быстро приспосабливается к новым условиям и сходится с людьми, общителен. Чувства легко возбуждаются и сменяются, мимика богатая, под­вижная, выразительная. Не любит однообразия, предпочитает подвиж­ную работу. Учебный материал осваивает быстро, однако часто все оставляет на последний момент. При работе с сангвиником следует требовать от него аккуратности и настойчивости в любой деятельно­сти, умения доводить начатое дело до конца, постоянно поддерживать у него чувство ответственности.

Холерик неуравновешен, живет внешними событиями, внутренние переживания краткосрочны. Для него главное — динамика внешней жизни. Коммуникабелен, но вспыльчив, плохо сдерживает себя. В сфе­ре интересной для него деятельности энергичен, инициативен. Вынуж­денную монотонность, ожидание переносит очень плохо. Много знако­мых, но дружеских привязанностей не испытывает. Мнения свои высказывает смело, речь быстрая, горячая. Не терпит упреков в свой адрес, не любит признавать свою вину. Быстро схватывает учебный материал, но и столь же быстро его забывает.

Проводя индивидуально-воспитательную работу с подчиненными, у которых доминируют черты холерика, необходимо проявлять твер­дость и постоянную требовательность, но без грубости и неуважения (иначе сыграет его неуравновешенность); воспитательное воздействие осуществлять в соответствии с его жизнедеятельностью — энергично, коротко; целесообразно о малозначимых его проступках вести разго­вор наедине.

Флегматик отличается медлительностью. Обычно уравновешен и редко выходит из этого состояния. Это привлекает к нему окружаю­щих. Задания выполняет медленно, но аккуратно. Учебный материал усваивает медленно, но, усвоив, запоминает твердо и надолго. В увле­чениях и дружбе постоянен. Новые формы поведения вырабатывает долго, но в дальнейшем они приобретают устойчивый характер. Не склонен к аффектам. В зависимости от условий могут возникать положи­тельные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д., в других — вялость, безучастность, лень и безволие. Речь замедленная, жесты скупые. Главное в работе с ним — добиваться устранения вялости, медлитель­ности, безразличия. Это достигается путем повышения активности в работе, постоянным активизирующим контролем над своевременно­стью выполнения заданий, формированием у него чувства ответствен­ности за порученное дело. В обучении нуждается в повышенном педа­гогическом внимании.

Меланхолик обычно углублен в себя, замкнут, малообщителен и чрезвычайно застенчив, боязлив. События внешнего мира имеют для него значение только как причины внутренних переживаний: динами­ка внешней жизни некомфортна, тревожна. Смену условий жизни, коллектива, новизну заданий переживает болезненно, зато нет лучше­го исполнителя для монотонной, повторяющейся работы в одних и тех же условиях, которая выводит холерика и сангвиника из себя. При принятии решений колеблется, в сложных и трудных условиях теряет­ся, может возникнуть длительная тормозная реакция. В то же время у меланхоликов необычно развита чувствительность, сердечность, отзывчивость, тонкая восприимчивость, благодарность за внимание. В привычных для себя условиях — глубокий, содержательный человек, способный к творчеству, сопереживанию, в неблагоприятных — замк­нутый, боязливый, тревожный.

Командиру при проведении индивидуально-воспитательной рабо­ты следует учитывать, что:

Ø темперамент — врожденное свойство личности;

Ø нет плохих темпераментов, у каждого свои особенности, которые в одних условиях, ситуациях могут быть достоинством, а в дру­гих — недостатком;

Ø в человеке обычно присутствуют черты различных темпераментов, при доминировании одного;

Ø характер деятельности и общения человека должен соотноситься с типом его темперамента;

Ø управляет проявлением темперамента в жизни — характер.

Характер — это совокупность наиболее устойчивых психических черт, опреде­ляющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе.

Черты характера — не случайные проявления, а особенности, кото­рые стали свойственными самой личности. Они и находят проявление в его отношениях, в обществе и делят их на четыре группы: к окружаю­щему миру, к труду, к другим людям, к самому себе.

По отношению к окружающему миру у людей могут проявиться та­кие черты характера, как идейная убежденность, патриотизм, чувство долга, принципиальность, целеустремленность и т. д. По отношению к труду психология выделяет характеры деятельные и бездеятельные.

Первым свойственно добросовестное несение воинской службы, стрем­ление добиться в ней успеха. Им присущи трудолюбие, дисциплиниро­ванность, настойчивость, находчивость, смелость, самостоятельность, упорство, сдержанность.

Отношение к другим людям проявляется в общительности, откро­венности, чуткости, вежливости или, наоборот, грубости, замкнутости, черствости. Отношение к самому себе определяется такими чертами, как скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, застенчивость и заносчивость, эгоизм, мнительность. Они свидетель­ствуют о степени осознания человеком своего положения в обществе, обязанностей перед другими людьми.

Зная характер воина, можно с большей вероятностью предвидеть его поведение в том или ином случае.

Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему по­буждений, потребностей, мотивов, целей и определяет активность личности.

Основные формы направленности:

Ø мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем;

Ø убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами;

Ø идеал — образ, которым руководствуется личность в настоящее вре­мя и который определяет план самовоспитания;

Ø влечение — психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта (преходящее явле­ние: либо угасает, либо осознается, превращается в желание, мечту и др.);

Ø склонность — избирательная направленность на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься; основа — глубокая устойчивая потребность в той или иной деятельности;

Ø желание — отражает потребность, пережигание, перешедшее в дей­ственную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить (это мотив деятельности);

Ø интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспе­чивающая направленность личности на осознание целей деятельно­сти и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами;

Ø стремление — первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту;

Ø установка — предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявлений определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целеустремленный характер протекания дея­тельности по отношению к данному объекту.

«Я-концепция», самосознание — это центральная структура личности, сумма всех представлений воинов о себе.

В индивидуально-воспитательной работе значение имеет не только то, каков человек на деле, но и то, каким он видит себя, как себя ценит и чувствует.

Рассмотрев психологию личности воина, мы выделили в ней то, что называют индивидуально-психологическими особенностями конкрет­ного военнослужащего.

Для выяснения самого существенного в многообразных проявлени­ях психики военнослужащего требуется ответить, как правило, на три важнейших вопроса: «Кто он?», «Что хочет? Что может?». Ответ на во­прос «Кто он?» командир получает после изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащего.

Понимание того, что подчиненный хочет, означает определение его ведущих потребностей и мотивов, его целей и, самое главное, направ­ленности личности. Для ответа на первый вопрос необходимо изучить личностную характеристику воина, присущую ему в конкретный мо­мент времени, полученную в ходе беседы, на основании опроса, путем наблюдения:

Ø в чем он испытывает необходимость в духовном и материальном плане;

Ø кто для него является примером, кому и в чем он хотел бы подражать;

Ø каковы его ближайшие и перспективные устремления в учебе, воен­ной службе, общении с сослуживцами и командирами, в работе над собой;

Ø что именно побуждает воина к служебной деятельности (чувство долга или корысть, ответственность или страх и др.).

Полученные сведения о военнослужащем помогут командиру, как показывает практика, лучше понять особенности отношений подчи­ненного к службе, к себе и окружающим людям, позволят предвидеть его поведение.

Ответ на вопрос «Что может воин?» помогает понять, чем он отли­чается от других военнослужащих, к каким видам деятельности наибо­лее предрасположен в силу своих индивидуальных особенностей. При этом важно изучить уровень развития у него таких психических позна­вательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, во­ображение, внимание, память, мышление, речь.

Ощущение — это простейший психический процесс отражения в сознании от­дельных свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зритель­ных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека. Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познава­тельный процесс называется восприятием.

Представление — это возникновение в сознании человека образов ранее воспри­нимаемых объектов.

Под воображением понимается деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний.

Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.

Внимание — преимущественная устремленность сознания человека на опреде­ленный объект или явление.

Правомерно считается, что это одна из важнейших психологиче­ских предпосылок успеха военнослужащего в учебе и службе. Основ­ные свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, устойчивость, колебание и отвлекаемость.

Память — это процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизве­дения того, что человек делал, переживал, воспринимал.

В зависимости от того, какая информация запоминается, различают образную, двигательную, словесно-поэтическую и эмоциональную па­мять. Кроме того, важной характеристикой памяти является кратко­временность и долговременность запоминания.

Память каждого военнослужащего имеет свои особенности. Есть воины, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), или услышанное (слуховой тип), или то, что оказалось объектом их двигательной активности (двигательный тип).

Мышление — это процесс отражения в сознании человека сложных связей и от­ношений между предметами и явлениями.

Оно характеризуется мобильностью, быстротой, самостоятельно­стью, целеустремленностью, глубиной, гибкостью, широтой и другими качествами, уровень их развития следует учитывать при изучении мышления военнослужащих.

Мышление непосредственно связано со словами и фразами, кото­рые составляют речь человека. Ее подразделяют на внутреннюю и внешнюю, последняя включает устную (диалог и монолог) и письмен­ную. Речь играет исключительно важную роль в деятельности военно­служащего.

Психические познавательные процессы непосредственно связаны с эмоциями (чувствами) и волей человека.

Эмоции (чувства) — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности.

Они принимают самое непосредственное участие в регуляции поведе­ния, психофизиологической настройке организма и влияют на поведение воинов, В процессе индивидуально-воспитательной работы командиры (начальники) призваны учитывать особенности эмоционального состоя­ния военнослужащих, уметь вызывать такие эмоции и чувства, которые способствуют выполнению различных задач и локализовать те, что по­давляют волю воина.

Воля — это способность человека сознательно действовать в соответствии с по­ставленной целью и стремиться достичь ее, преодолевая трудности.

Воспитателю важно формировать и развивать у воспитанников такие волевые черты характера, как целеустремленность, самообладание, реши­тельность, самостоятельность, настойчивость, инициативность и др.

Сведения биографического, индивидуально-психологического и лич­ностного характера командир (начальник) может получить при помощи уже рассмотренных методов исследования: здесь приемлемы наблюде­ние, опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), изучение документов, эксперимент, изучение результатов (продуктов) деятельности, обобщение независимых характеристик и др.

Обладая сведениями об индивидуально-психологических особен­ностях военнослужащего, уровне развития и состоянии его психиче­ских познавательных процессов, чувственно-эмоциональных и воле­вых качеств, командир (начальник) способен сделать вывод о том, к чему в силу своей индивидуальности наиболее предрасположен тот или иной военнослужащий. Только командир, владеющий этой инфор­мацией, может наиболее верно понять его индивидуальность и пра­вильно использовать в служебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: