Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими

Главное в индивидуально-воспитательной работе — проецирование личности подчиненного на содержание его повседневной деятельно­сти, воинскую жизнь в целом. Командиру при этом важно определить­ся в том, насколько и какие качества личности воина совпадают или не совпадают с требованиями воинской специальности, военной службы. Значимо и знание того, что хочет подчиненный в жизни, чего он ждет от службы, насколько отчетливо сформирована установка на добросо­вестный ратный труд. Решению этой задачи и служит индивидуально-воспитательная работа, которая действенно влияет на сознание воен­нослужащих и тем самым активизирует человеческий фактор.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается вид педагогической деятельности воспитателей (командиров, начальников), когда осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на военнослужащего с учетом его индивидуальных особенностей и условий жизнедеятельности в подразделении с использованием целесообразных в данных условиях методов, форм и средств воспитания.

Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и прежде всего методами обращена прямо к личности конкретного военнослужащего. Она осуществляется в плос­кости межличностного непосредственного взаимодействия и общения воспитателя и воспитанника, а ее эффективность обусловлена степе­нью познания индивидуальности каждого воина, глубиной изучения его психики и личностных качеств. Поэтому в основе индивидуально-воспитательной работы лежат глубокие знания командира о личности военнослужащего, которые приобретаются в ходе всестороннего изуче­ния своих подчиненных в различных условиях воинской деятельности. Индивидуально-воспитательная работа предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффектив­ных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного воздей­ствия.

Цель индивидуально-воспитательной работы — активизация чело­веческого фактора в воинской службе благодаря выявлению, учету и максимальному задействованию личностных качеств и психологиче­ских особенностей военнослужащих.

Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими реша­ет ряд задач.

Основные из них таковы:

Ø формирующая, которая предусматривает целенаправленную выра­ботку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному пред­назначению;

Ø мобилизующая, которая способствует созданию в сознании военно­служащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом;

Ø профилактическая, которая позволяет формировать у воинов уста­новку на недопустимость и предупреждение отклонений от нормы в их поведении;

Ø развивающая, которая характеризует индивидуально-воспитатель­ную работу с точки зрения ее возможностей по позитивному изме­нению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;

Ø перевоспитывающая, которая связана с устранением отдельных не­гативных качеств личности воинов.

Для достижения цели и решения указанных задач необходимо соблю­дение основных принципов индивидуально-воспитательной работы:

Ø повседневное внимание к каждому военнослужащему, сочетаемое с высокой требовательностью и отеческой заботой о его жизни, быте, досуге;

Ø связь воспитания подчиненного с жизнью страны, Вооруженных Сил, задачами учебно-боевой подготовки воинской части (подразделения);

Ø единство индивидуального и коллективного воздействия на лич­ность военнослужащего;

Ø соблюдение чувства меры в критике недостатков подчиненного и опора на его положительные качества;

Ø конкретность, направленность на определенного военнослужащего;

Ø оперативность, возможность проведения воспитательной работы в любой обстановке, быстрое реагирование на поведение военно­служащего в различных ситуациях;

Ø планомерность, заблаговременная продуманность системы осуще­ствления индивидуального влияния на военнослужащего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: