В процессе воспитания военнослужащих необходимо знать и учитывать законодательство РФ в сфере религии, механизм его реализации.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был принят 19 сентября 1997 г. Государственной думой и вступил в действие с 27 сентября 1997 г.
В преамбуле документа отмечается:
Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон.
В первой главе закона подчеркивается: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеют право на замену ее альтернативной гражданской службой. Однако в статье 3 и 4 главы 2 говорится, что создание религиозных объединений в воинских частях запрещается. Не разрешается также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону.
Статья 4 указанного закона регламентирует взаимоотношения государства и религиозных объединений. В ней указывается, что Российская Федерация — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:
Ø не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
Ø не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
Ø не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему федеральному закону;
Ø обеспечивает светский характер образования в государственных и светских образовательных учреждениях.
Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Согласно конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства, религиозное объединение:
Ø создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
Ø не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
Ø не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
Ø не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения закона не противоречат, а скорее способствуют сотрудничеству Русской православной церкви, других основных конфессий России и государства, Вооруженных Сил. Это выражается как:
Ø содействие возрождению государственно-патриотической идеи в качестве основополагающей нравственной ценности военнослужащих* духовной основы воспитательной работы с ними;
Ø укрепление морально-психологического состояния личного состава, традиций верного служения Отечеству, духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;
Ø расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.
Религиозная обстановка в подразделении — духовно-нравственная составляющая воинского коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного состава и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.
Составляющие религиозной обстановки в подразделении:
Ø наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедующих традиционные религии России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм);
Ø число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, кришнаиты, баптисты, свидетели Иеговы и др.);
Ø наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреждений (храмы, представительства, миссии, молитвенные дома);
Ø возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запросы в подразделении и вне расположения части;
Ø формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской православной церкви и иными религиозными организациями;
Ø степень влияния (положительное, отрицательное) верующих военнослужащих на морально-психологическую обстановку в коллективе;
Ø мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соответствии с соглашениями или программами взаимодействия соответствующей силовой структуры и религиозными организациями;
Для оценки религиозной обстановки можно использовать следующие формы и методы изучения личного состава:
Ø устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у него символов той или иной религии, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;
Ø индивидуальная беседа (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знает догмы, богослужение, соблюдение постов, правил поведения в храме и общения с сослуживцами);
Ø опросы личного состава с участием духовных лиц;
Ø наблюдение (непосредственное, опосредованное): характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность, в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;
Ø отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;
Ø анализ поведения в служебное и внеслужебное время;
Ø результаты переписки с родителями верующего, увлечения до призыва на военную службу, особенности характера;
Состояние религиозной обстановки в подразделении должно учитываться при проведении воспитательных мероприятий с военнослужащими. Особенности работы с верующими военнослужащими;
Ø необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных;
Ø предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями;
Ø исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятиях или общению с представителями иных религиозных конфессий; не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм;
Ø при необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи сруководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.