Воспитательная работа с верующими военнослужащими

В процессе воспитания военнослужащих необходимо знать и учиты­вать законодательство РФ в сфере религии, механизм его реализации.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях» был принят 19 сентября 1997 г. Государственной думой и всту­пил в действие с 27 сентября 1997 г.

В преамбуле документа отмечается:

Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждо­го на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее ду­ховности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие рели­гии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон.

В первой главе закона подчеркивается: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объеди­нениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, га­рантированных Конституцией Российской Федерации или вытекаю­щих из международных договоров Российской Федерации.

В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеют право на замену ее альтернативной гра­жданской службой. Однако в статье 3 и 4 главы 2 говорится, что созда­ние религиозных объединений в воинских частях запрещается. Не раз­решается также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону.

Статья 4 указанного закона регламентирует взаимоотношения го­сударства и религиозных объединений. В ней указывается, что Россий­ская Федерация — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а рели­гиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религи­озных объединений от государства последнее:

Ø не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей ро­дителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Ø не возлагает на религиозные объединения выполнение функций ор­ганов государственной власти, других государственных органов, го­сударственных учреждений и органов местного самоуправления;

Ø не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему федеральному закону;

Ø обеспечивает светский характер образования в государственных и светских образовательных учреждениях.

Должностные лица органов государственной власти, других госу­дарственных органов и органов местного самоуправления, а также во­еннослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Согласно конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства, религиозное объединение:

Ø создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со сво­ей собственной иерархической и институционной структурой, вы­бирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собст­венным установлениям;

Ø не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Ø не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

Ø не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав их членов участвовать наравне с другими гра­жданами в управлении делами государства, выборах в органы государ­ственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других обществен­ных объединений.

Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за со­бой уголовную, административную и иную ответственность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Положения закона не противоречат, а скорее способствуют сотруд­ничеству Русской православной церкви, других основных конфессий России и государства, Вооруженных Сил. Это выражается как:

Ø содействие возрождению государственно-патриотической идеи в ка­честве основополагающей нравственной ценности военнослужащих* духовной основы воспитательной работы с ними;

Ø укрепление морально-психологического состояния личного соста­ва, традиций верного служения Отечеству, духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;

Ø расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гума­низации взаимоотношений между ними.

Религиозная обстановка в подразделении — духовно-нравственная составляющая воинского коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного со­става и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.

Составляющие религиозной обстановки в подразделении:

Ø наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедую­щих традиционные религии России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм);

Ø число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, криш­наиты, баптисты, свидетели Иеговы и др.);

Ø наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреж­дений (храмы, представительства, миссии, молитвенные дома);

Ø возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запро­сы в подразделении и вне расположения части;

Ø формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской православной церкви и иными религиозными организациями;

Ø степень влияния (положительное, отрицательное) верующих военно­служащих на морально-психологическую обстановку в коллективе;

Ø мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соот­ветствии с соглашениями или программами взаимодействия соот­ветствующей силовой структуры и религиозными организациями;

Для оценки религиозной обстановки можно использовать следующие формы и методы изучения личного состава:

Ø устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиоз­ной конфессии или организации, наличие у него символов той или иной религии, духовной литературы, предметов религиозного куль­та и обихода;

Ø индивидуальная беседа (какую религию исповедует, с какого вре­мени, наличие духовника, насколько хорошо знает догмы, богослу­жение, соблюдение постов, правил поведения в храме и общения с сослуживцами);

Ø опросы личного состава с участием духовных лиц;

Ø наблюдение (непосредственное, опосредованное): характерные призна­ки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность, в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;

Ø отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

Ø анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

Ø результаты переписки с родителями верующего, увлечения до при­зыва на военную службу, особенности характера;

Состояние религиозной обстановки в подразделении должно учитываться при проведении воспитательных мероприятий с военнослужащими. Особенности работы с верующими военнослужащими;

Ø необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных;

Ø предоставлять возможность верующим военнослужащим в свобод­ное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребно­сти, пользоваться религиозной литературой и религиозными при­надлежностями;

Ø исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятиях или общению с представителями иных религиозных конфессий; не допускать прозелитизма (разубе­ждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззре­ния), негативных оценок религиозных догм;

Ø при необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи сруководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: