Диагностика и профилактика суицидального поведения военнослужащих

Даю указание студентам законспектировать материал данного вопроса по учебному пособию. Контролирую работу студентов, отвечаю на возникающие у них вопросы.

Большинство ученых придерживаются мнения, что самоубийству подвержены как психически нездоровые, так и психически здоровые люди. Причины этого меньше все­го изучена именно в социальном аспекте, и потому существует особая неопределенность во взглядах на то, почему совершаются суициды.

В каждом случае приходится проводить довольно сложный анализ для определения главной, ведущей причины, относящейся к биологи­ческой или социальной сферам. При этом неизбежна известная схема­тичность, поскольку нередко к самоубийству ведут несколько причин с трудно различимой степенью значимости.

Применительно к группе людей, изначально считающихся здоро­выми, существуют два главных причинных фактора: враждебные внешние ситуации, которые могут встречаться любому человеку, и взаимодействие их схарактером и личностью.

Важны как меры психопрофилактики, т. е. выявление лиц, склон­ных в силу психических особенностей к самоубийству, так и меры пси­хогигиены, направленные на предупреждение ничем не оправданных поступков. Мировая статистика свидетельствует, что суицидальные действия повторяют 20-30% их предпринявших. Причем чаще всего - в первый год. Подсчитано, что в этот период риск завершенного само­убийства увеличивается для данного лица в 100 раз!

Условно можно выделить две группы суицидальных проявлений.

Первая группа — суицидальные действия душевнобольных. Они не­многочисленны, но для этих случаев характерно обострение болезни в армейских условиях, по сравнению с домашними. Больные особенно остро переживают внутренние душевные изменения, свое отличие от других солдат, хотя у них сохраняется способность к волевому усилию. Суициды часто наблюдаются в начальном периоде заболевания и при условии достаточной сохранности личности.

При формировании суицидальных тенденций у этой группы одно­временно участвуют факторы болезни и психогенные моменты. Болезнь оказывается не столько прямой причиной самоубийства, сколько од­ним из условий в комплексе причинных факторов. Суицидогенными становятся не только депрессии, но и другие аффективные нарушения, в частности тревога, страх, растерянность, злобность. Вбольшинстве случаев самоубийству предшествуют высказывания сослуживцам о бес­цельности, ненужности жизни. Некоторые военнослужащие прямо за­являют о желании умереть.

К этой группе можно отнести в первую очередь лиц с психогенны­ми реакциями и психозами, исключающими вменяемость. Суицидаль­ные тенденции возникают под влиянием внутренней логики самого

болезненного процесса. В таких случаях устранение психотравмирующих обстоятельств отодвигается на второй план, а вперед выдвигается задача своевременного выявления и изоляции этих военнослужащих. Необходимо заметить, что большая роль в развитии болезненного про­цесса принадлежит трудностям, созданным самим человеком.

Суициды также отмечаются и у лиц, имеющих хронические заболе­вания, те или иные дефекты, например страдающих ночным недержа­нием мочи, заиканием, врожденной деформацией грудной клетки, кос­метическими дефектами лица и туловища, и т. д.

Вторая группа. Здесь прослеживается причинная связь суицидов со сферой социальных факторов и межличностными отношениями, а так­же связь этих условий с нормальными психологическими и другими особенностями, не относящимися к заболеваниям.

Суицидальные проявления, находящиеся в зависимости от нали­чия и значимости психотравмирующих обстоятельств, составляют до­вольно высокий удельный вес. Главенствующее значение среди них применительно к военнослужащим занимают служебные трудности и конфликты. Прежде всего это лица, испытывающее особые трудности по отношению к собственно военной службе с ее специфической орга­низацией и бытом. Они не могут понять необходимости дисциплины, порядка, подчиненности, строгой регламентации времени и обязанно­стей. С первых дней службы такие военнослужащие начинают искать форму приспособления, характерную для них. Одни при неблагопри­ятных условиях быстро попадают в зависимость от более сильных лич­ностей в составе малой группы (отделение, взвод, рота). Другие, наобо­рот, становятся в оппозицию коллективу. Но те и другие оказываются в положении социальной изоляции. Происходит как бы наслаивание армейских трудностей на весь неблагополучный жизненный фон.

Во многих случаях накануне суицидального происшествия такие лица проявляют различные отклонения в поведении, чаще всего это самовольное оставление части. Если эти отклонения в поведении оста­ются без принятия надлежащих мер и не выяснены их мотивы, то за ними могут последовать и суицидальные действия.

Офицеру необходимо помнить, что в случае предъявления военно­служащим неопределенных, малообоснованных, но при этом достаточ­но настойчивых жалоб на состояние здоровья, а также нежелание слу­жить в данном подразделении, нужно в срочном порядке разбираться в причине их возникновения. При этом делать это надо тактично, учиты­вая психологию военнослужащего, гарантируя конфиденциальность полученной от него информации и интимных, сокровенных данных и сведений. Для этого как минимум необходима обстоятельная, добро­желательная беседа с последующим посещением подразделения.

По-настоящему серьезные исследования предполагают одновре­менное устранение причин создавшихся конфликтов и трудностей. У этой категории военнослужащих отмечаются те или иные неблагополучия в жизни (низкая школьная успеваемость, второгодничество, отягощенная наследственность в виде психических заболеваний и са­моубийств у родственников, разводы и пьянство родителей, побеги из дома, нерегулярная работа, связь с «неформалами» и пр.).

Следующая подгруппа военнослужащих отличается серьезностью суицидальных намерений и действий. Среди них риск самоубийства особенно велик. Они мучаются от конфликтов в горизонтальном и вер­тикальном социальных планах — между солдатами, командирами и подчиненными. Такие конфликты обычно конкретны, число их участ­ников четко определено.

Конфликты между «молодыми» и «старослужащими» солдатами ' имеют больше личностный характер, чем служебный, и находятся в об­ласти распределения ролей, уровня притязаний в малой группе. В не­которых случаях дело доходит до грубого физического и морального (издевательства. В связи с этим надо заметить, что младший командир (с психопатическими наклонностями и поведением представляет собой постоянную опасность искривления дисциплинарной практики. Его надо незамедлительно отстранить от служебных обязанностей или по­стоянно контролировать, так как «молодой» солдат попадает в ситуа­цию мелочного и изнуряющего давления.

Невротические нарушения в случае их возникновения у такого военнослужащего становятся благоприятной почвой для совершения суицида. И это не прямая, а косвенная причина. Главное здесь — не­благоприятные средовые влияния. В отличие от предыдущей подгруппы здесь неблагополучие в анам­незе, как правило, не прослеживается. Большинство из военнослужа­щих имеет характерологический облик спокойных, общительных, до­верчивых людей, положительно относящихся к друзьям. Психическая травма почти всегда связана с вопросами престижа, с позорящими че­ловека обстоятельствами.

Суицидальные тенденции при таком варианте бывают весьма интен­сивны. Наиболее опасны внешне малозаметные стремления к само­убийству после острых психотравм. Суицидальные происшествия чаще всего оказываются случайным действием, когда подвернется первое попавшееся на глаза орудие. Если же происходит обдумывание, то мо­тивы вполне реалистичны и кому-то адресованы. Это ожидание мести, раскаяние, наказание обидчика и др.

Одно из побуждений к самоубийству — острое чувство недовольст­ва действиями начальника (командира). Ими могут быть неправомерность решений и высказываний, излишнее комментирование интимных и сокровенных сведений. Или когда командиры действуют в рамках закона, но в данной ситуации, по отношению к конкретному лицу, это оказывается педагогически неприемлемым. Иными словами, не учиты­вается состояние подчиненного в момент воспитательного воздействия.

Лобовой прием, игнорирование особенностей личности, психиче­ского состояния в определенный момент способствуют превращению недовольства в руководящий мотив поведения. Малейшее отступле­ние от этих известных педагогических правил, тем более грубое, бес­тактное поведение начальника, — почва, на которой появляются нео­правданные аффективные состояния. Особенно опасно с учетом суи­цидального риска воспитательное воздействие в грубой и даже вполне корректной форме во время несения караульной службы или накану­не ее.

В большинстве случаев стремление к самоубийству возникает под влиянием переживаемых общеизвестных чувств. Психически здоро­вый человек никогда не убивает себя хладнокровно. Чувство стыда, обиды, негодования, отчаяния далеко не во всех случаях бывают болез­ненными. Прикрытие их психопатологическими терминами маскирует существо проблемы и осложняет вопросы профилактики.

Самоубийству часто предшествуют попытки справиться с труд­ностями, выйти из состояния фрустрации (это кажущееся или объек­тивно безвыходное положение). В этот ответственный момент коман­диры иногда оказываются в стороне, не замечая или не реагируя должным образом на конфликтную ситуацию, хотя ясно, что происхо­дящая борьба мотивов в условиях замкнутого армейского коллектива не может остаться незамеченной.

Еще одну значительную подгруппу составляют военнослужащие с семейно-бытовыми, любовными трудностями и их сочетанием. Часть военнослужащих до призыва вступает в брак, оставляет на длительное время своих жен и любимых. В этих случаях психотравма в основном имеет причинную связь с известием о неблаговидном поведении жены, плохом к ней отношении родственников (чаще со стороны мужа), раз­рывом отношений с невестой, изменой любимых и т. п. Нередко при­чиной самоубийства служат и неурядицы, конфликтные отношения между родителями, их развод. Суицидальные происшествия по при­веденным причинам типичны для лиц офицерского состава и прапор­щиков. У них, как правило, тяжелые семейные драмы происходят одновременно с относительно благополучным прохождением службы. Вышесказанное еще раз напоминает о необходимости уделять больше внимания личной жизни военнослужащего, не исключая такие катего­рии, как младшие офицеры и прапорщики.

Сравнительно большую подгруппу составляют суицидальные про­исшествия, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки, возникающей по собственной вине. Сюда входят боязнь ответственно­сти за совершенный проступок. У многих лиц правонарушение не носит сколько-нибудь объективно значимой величины, но тревожное ожидание наказания становится в этих случаях более причинно-пато­генным фактором, чем само наказание. Следует учитывать в воспита­тельной работе, что нередко представление провинившегося к наказа­нию бывает непомерно преувеличенной реакцией.

Прослеживается и суицидогенная роль алкогольного опьянения. При нем отсутствует реальная оценка обстановки, осознание своих действий в значительной степени ослабляется, т. е. опьянение, как таковое, служит катализатором, облегчающим решимость на совершение суицида. У офицеров и прапорщиков опьянение или постоянное пьянство нередко оказываются прямой его причиной. Мотивация поступков нетрезвых лиц обычно чрезвычайно поверхностна, чужда человеку в трезвом состоянии. Особенно опасны в этом отношении «разборы на месте» с пьяным. В состоянии возбуждения любой военнослужащий требует изоляции и круглосуточного наблюдения и контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: