Справочный материал

«Общая характеристика мировых религий»

Основные мировые религии — христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Христианство подразделяется на три основные составляющие: православие, католичество и протестантизм. Богослужения, соответст­венно, проводятся в храме, костеле, кирхе.

Русская православная церковь (Московский патриархат) — наи­более крупная и влиятельная религиозная организация России, самая многочисленная из 15 православных церквей мира. Насчитывает свы­ше 17 тыс. приходов, объединенных в 124 епархии, в том числе около 150 приходов и 5 епархий в дальнем зарубежье.

Русь приняла православие в 988 г. Церковь сначала подчинялась Константинопольскому патриархату, а затем в 1448 г. добилась само­стоятельности, став самовозглавляющейся (автокефальной) и получив право избирать своего главу. С 1589 г. во главе церкви стояли патриар­хи, в период с 1721 по 1917 г. — Святейший синод. В 1917 г. в Русской православной церкви (РПЦ) патриаршество было восстановлено, она имела 78 тыс. храмов и часовен, более тысячи монастырей.

Предстоятелем Русской православной церкви является патриарх, который носит титул Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 1990 г. Поместный собор впервые за долгие годы тайным голосова­нием и из нескольких кандидатур избрал патриархом Алексия II.

Патриарх управляет церковью совместно со Священным синодом. Патриарху и Священному синоду призваны помогать синодальныеучреждения, в том числе отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и другие.

РПЦ осуществляет свою деятельность на основе Священного Писа­ния (Библии, состоящей из 57 канонических книг) и Священного Пре­дания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и По­местных соборов и святых отцов; постановлений своих поместных соборов; устава об управлении РПЦ, принятого Поместным собором 8 июня 1988 г.

Основу православного вероучения составляет уверенность в бытие триединого Бога (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого), крест­ную смерть и воскресение Иисуса Христа — Сына Божия, который искупил первородный грех и придет в мир вторым пришествием судить мертвых и живых. Православные верят в бессмертие души и вечную жизнь.

Существующий богоустановленный институт — Церковь Христова — через богослужения (частные и общие), таинства и обряды приводит верующих к спасению и Спасителю. Всего в Церкви существует семь таинств. (Таинство — особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через ви­димое действие, совершаемое священником.)

Крещение — таинство, в котором верующий при троекратном погру­жении тела в воду и призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа умирает дляжизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещеный вводится в Церковь и становится ее членом. Миропомазание — таинство, в котором верующему, при помазании его тела священным миром, подаются дары Святого Духа для освяще­ния, укреплениями возрастания его духовной жизни.

Евхаристия — таинство, когда собрание верующих, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, кото­рые силою Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих и проще­ния их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение Святых Даров и причаще­ние — это единое таинство евхаристии.

Покаяние — таинство, в котором христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения.

Кающийся исповедует свои грехи Богу и Церкви в лице ее представителя — епископа или священ­ника, по

молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. По законам христианской жизни человек обязан исповедаться при каждом случае грехопадения, но не реже одного раза в год.

Бракосочетание - таинство, когда естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Так освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.

Священство - таинство, в котором христианин через возложение на него рук епископа, по молитве Церкви получает особую благодать Святого Духа, чтобы совершать святые таинства, предстоять во главе народа на богослужениях или же для диакона помогать священни­ку в этом. Существует три степени священства: диакон, иерей, епископ.

Елеосвящение - таинство, в котором иерей или епископ при помаза­нии больного освященным елеем испрашивает для него вместе с Церко­вью благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные болезни.

Основные положения церковного учения и требования к духовной жизни христиан изложены в книгах Ветхого и Нового Завета Биб­лии, а также в трудах святых отцов Церкви, деяниях Вселенских и По­местных соборов. Духовно-нравственный кодекс отражен в десяти за­поведях, данных Богом.

Каждый православный христианин обязан ежедневно молиться, ут­ром и вечером, перед едой и после приема пищи, перед началом и после завершения всякого дела, за здоровье живых и за упокой усопших и по всякому случаю, когда призывает себе помощь Божию. Важное место в христианской жизни занимают посты (самоограничения в пище, по­мыслах, желаниях), которые бывают однодневными, по средам и пятни­цам, и многодневные до сорока дней, перед большими праздниками.

Католицизм. В XI в. произошло разделение христианства на право­славие и католичество. Главные отличия католицизма заключаются в следующих догматах:

Ø Примат (главенство, непогрешимость) Папы Римского. Согласно догмату он — глава всей церкви и непогрешим в вопросах веры. В православии же высшей церковной и вероучительной властью обладает Поместный собор, а не патриарх. Чувство власти и пре­восходства Папы над всеми остальными христианскими церквами побуждало католиков совершать крестовые походы против право­славной Византии.

Ø Исхождение Святого Духа от Отца и от Сына. Католический догмат (в отличие от православия, которое учит об исхождении Святого Духа только от Отца).

Ø Непорочное зачатие Девы Марии. Католицизм учит, что у Божией Матери не было не только личных грехов, но и первородного. Пра­вославные же верят, что Она была во всем подобна нам, кроме лич­ного греха.

Протестантизм. В XV в. из-за раскола в католической церкви появи­лись многие религиозные течения, получившие общее название «протес­тантизм». Он характеризуется либеральным отношением к Священно­му Писанию, неприятием большинства таинств и полным отрицанием святоотеческой традиции. За редким исключением все протестантские религиозные объединения могут быть отнесены к сектам.

Ислам. Это одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале VII в. в Хиджазе среди племен За­падной Аравии. Основатель ислама - Мухаммед. Основным источни­ком вероучения служат Коран и Сунна (изречения пророка).

В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает какого-либо посредника между Богом и человеком. Культ ислама опирается на 5 «столпов веры»:

Ø исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда;

Ø ежедневная пятикратная молитва;

Ø пост раз в году в месяц рамадан;

Ø добровольная очистительная милостыня (закят);

Ø паломничество (в святые места, главное среди которых — Мекка);

В исламе выделяются главные предметы веры;

Ø в единого Бога;

Ø в посланничество Мухаммеда и Писания: Коран называет пять про­роков-посланников монотеистической (вера в одного Бога Творца) религии: Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммеда;

Ø в ангелов;

Ø в воскресение после смерти и судный день.

Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры.

В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедует от 12 до 20 млн человек на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Сибири, Ульянов­ской, Самарской, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Свердлов­ской, Рязанской областях, в Москве, Санкт-Петербурге и др.

Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая их часть — представители суннизма. Большая часть мусульман-азербайджанцев и талышей, часть курдов, татов, таджиков придерживается шиизма.

Руководящие органы верующих мусульман — независимые друг от друга Духовные управления. В ведении Духовных управлений нахо­дятся подготовка служителей культа и их распределение, осуществле­ние связей с зарубежными религиозными организациями и их центра­ми. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества (хаджа).

Муфтий Духовного управления мусульман утверждает имамов ме­четей, в которых они полноправные руководители. Имам отвечает за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же храни­тель печати. Его ближайшие помощники — наиб-имам (заместитель) и казначей.

Будущие служители мусульманского культа, как правило, обучают­ся в медресе и исламских институтах или получают домашнее религи­озное образование.

Буддизм. Основатель — Сиддхартха Гаутама, Будда. Религия воз­никла в VI в. до Рождества Христова в Индии, но получила распро­странение в основном за ее пределами в виде ламаизма, дзэн-буддизма и других буддийских школ. Дзэн-буддизм в V—VI вв. и позднее рас­пространился в Китае, Корее, Японии; ламаизм — среди монголов, на­родов Дальнего Востока.

По буддийскому вероучению, Будда не является творцом и прави­телем мира. Он лишь просветляет, открывает путь истины познания. Кредо буддизма — непротивление злу, вера в вечность круговорота и смены всех явлений.

В мировой жизни буддизм наблюдает 4 периода (образования, раз­вития, старчества и разрушения); у каждого периода, продолжитель­ность которого ровна 84 ООО лет, есть свой Будда (т. е. просветитель). Считается, что в настоящее время мир переживает третий период, и, пройдя все четыре — вплоть до разрушения, он начнет свое начальное существование.

Буддист верит в переселение души, которое совершается в зависи­мости от совершенных поступков. При этом существует порядок «предпочтительности» пребывания от неживой природы как низ­ших ступеней и неразумных животных до человека и Бодхисаттвы. Достигшему настоящего просветления открывается нирвана, где есть вечное ничто, так прерывается цепь переселений (реинкарнации).

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии, Тибета. В 1741 г. импе­ратрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буд­дийскую религию.

Основные исторически традиционные буддийские регионы — Бу­рятия, Калмыкия, Тува, Читинская и Иркутская области. Состояв­шийся в 1996 г. в Бурятии Духовный собор служителей буддизма Сугунды принял новый устав, в котором I Центральное духовное управ­ление буддистов России переименовано в Традиционную буддистскую Сангху (Церковь) России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: