В толпе привязанность к собственной личности притупляется, люди действуют как один организм. Не зря существует поговорка, что «на миру и смерть красна».
3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.
Именно вера солдат в «звезду» Петра І,Суворова, Скобелева, Гурко, Великого Князя Николая Николаевича творила чудеса. И наоборот, фатальная неудачливость Николая II пошатнула дух армии, когда царь взял на себя командование в 1915 году - самом неудачливом для русских периоде Первой мировой войны.
Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс-факторы является групповая паника, распространяющаяся и нарастающая в процессе взаимного заражения и сопровождающаяся потерей способности к рациональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резервов, целесообразной совместной деятельности.
Боевая обстановка создает благодатную почву для развития панических настроений. Этому способствуют внезапные, неожиданные действия противника, его мощные огневые удары, психологическое, психотропное воздействие, чрезмерная усталость, перенапряжение военнослужащих, распространение деморализующих слухов, настроений при отсутствии официальной информации и др.
Среди комплекса воздействий на воинов, испытывающих панику, выделяют мобилизующие,отвлекающие и побуждающие. Их, можно применять как к группе, так и к отдельному воину. Часто между этими воздействиями трудно провести четкую грань, поэтому перечислим основные их разновидности.
Меры, направленные на отдельную личность: привлечение внимания, постановка задач, активация нравственной мотивации, осознание ответственности, четко выраженное требование, показ примера действий. Солдата, испытывающего страх, необходимо отвлечь от источника страха, показать перспективу успеха, быстро поставить конкретную задачу, проявить требовательную заинтересованность, обеспечить поддержку товарищей, побудить к активной деятельности. Достигается все это вниманием командира, контролем, требованием, призывом, примером.
Среди мер, обращенных на группувыделяют: привлекающее внимание действие руководителя, активизацию сержантского состава и неформальных лидеров, оживление групповой сплоченности, возбуждение общей положительной эмоции, постановку обшей посильной задачи, побуждение к совместным действиям. Здесь 'применяются такие средства, как призыв, команда командира, лозунг, пример, целеуказание, ободряюшие слова поддержки, обращение к группе. В крайне опасных ситуациях боя, когда паника среди личного состава разрастается, ее пресечению может служить немедленное начало боевых действий резервными или соседними соединениями на глазах солдат, охваченных паникой. В войнах прошлого такой прием занимал одно из ведущих мест.
Военные психологи утверждают, что когда человек в критические минуты слышит отзывы окружающих о своем поведении, это может подавить в нем вспышку ужаса и предотвратить панику.
Одним из средств прекращения страха и паники может служить неожиданное появление Боевого Знамени части перед глазами военнослужащих, охваченными паникой. Положительный результат достигается, как правило, тогда, когда военнослужащие сохранили достаточный уровень боеспособности, сплоченности и имеют определенный боевой опыт.
В качестве средств борьбы со страхом и паникой среди небольших подразделений применяются и громкоговорящие устройства, установленные на вертолетах, боевых машинах. Борьбе с паникой может помочь и трансляция Государственного гимна или известного марша, песни, затрагивающего национально-психологические чувства воинов. Установка в местах вероятного бегства различного рода предупредительных знаков (в дневное время), различных указателей типа «Осторожно, мины!», «Осторожно, высокая радиоактивность!», имитационных минно-взрывных полос и т.п. Все это делается заранее, с учетом социально-психологических особенностей конкретного подразделения, подготовленности и боевого опыта.
Организационно-управленческие приемы борьбы с паникой:
- изоляция инициаторов панических настроений. Личный пример командира- -хладнокровие, мужественное поведение. Локализация распространения слухов о случившейся панике на соседние подразделения;
- с военнослужащими необходимо провести беседу, в ходе которой довести, что командование на месте, контролирует обстановку, а воинская часть сохраняет боеспособность;
- ознакомить воинов с обстановкой на их участке боев, рассказать о предстоящей боевой задаче, призвать на будущее действовать более хладнокровно;
- особое значение приобретает выработка убеждений в том, что враг несет большие потери на всех направлениях;
- важно также, чтобы эти меры сопровождались с пополнением данного подразделения притоком новых военнослужащих из более стойких частей.
В первые минуты и часы после паники военнослужащие испытывают чувство горечи, вины, стыда. В этих условиях рекомендуется:
- подача обнадеживающей информации;
-акцентирование внимания на примерах стойкости и мужества в предыдущих боях;
-организация прослушивания информационных материалов с участков фронта;
- привести подобные примеры из прошлого Российской армии (случаи бегства суворовских солдат при Нови, паника войск Куропаткина во время русско-японской войны при Мукдене);
- вручение корреспонденции (писем, газет, журналов) для переключения внимания;
- чтение перед строем писем мирных жителей, рассказывающих о зверствах противника, о нанесенных врагом бедствиях, показ и прослушивание аудио- и видеоматериалов на эти темы;
- если возможно, то необходимо организовать проведение сеанса аутогенной тренировки, релаксации, саморегуляции;
- организовать горячее питание, чай, если позволяют условия, предоставить не менее чем 5-часовой сон.