Снижают страх и всевозможные коллективные мероприятия

В тол­пе привязанность к собственной личности притупляется, люди действуют как один организм. Не зря существует поговорка, что «на миру и смерть красна».

3)Огромное значение имеет для борьбы со страхом вера в личность военачальника.

Именно вера сол­дат в «звезду» Петра І,Суворова, Скобелева, Гурко, Великого Князя Николая Николаевича творила чудеса. И наоборот, фатальная не­удачливость Николая II пошатну­ла дух армии, когда царь взял на себя командование в 1915 году - самом неудачливом для русских периоде Первой мировой войны.

Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс-факторы является группо­вая паника, распространяющаяся и нарастающая в процессе взаим­ного заражения и сопровождаю­щаяся потерей способности к ра­циональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резер­вов, целесообразной совместной деятельности.

Боевая обстановка создает бла­годатную почву для развития па­нических настроений. Этому спо­собствуют внезапные, неожидан­ные действия противника, его мощные огневые удары, психоло­гическое, психот­ропное воздействие, чрезмерная усталость, перенапряжение военнослужащих, распространение деморализующих слухов, настроений при отсутствии официальной информации и др.

Среди комплекса воздействий на воинов, испытывающих панику, выделяют мобилизующие,отвлекающие и побуждающие. Их, можно применять как к группе, так и к отдельному воину. Часто между этими воздействиями трудно провести четкую грань, поэтому перечислим основные их разновидности.

Меры, направленные на отдельную личность: привлечение внимания, постановка задач, активация нравственной мотивации, осознание ответственности, четко выраженное требование, показ примера действий. Солдата, испытывающего страх, необходимо отвлечь от источника страха, показать перспективу успеха, быстро поставить конкретную задачу, проявить требовательную заинтересованность, обеспечить поддержку товарищей, побудить к активной деятельности. Достигается все это вниманием командира, контролем, требованием, призывом, примером.

Среди мер, обращенных на группувыделяют: привлекающее внимание действие руководителя, активизацию сержантского состава и неформальных лидеров, оживление групповой сплоченности, возбуждение общей положитель­ной эмоции, постановку обшей посильной задачи, побуждение к совместным действиям. Здесь 'применяются такие средства, как призыв, команда командира, ло­зунг, пример, целеуказание, ободряюшие слова поддержки, обращение к группе. В крайне опасных ситуациях боя, когда паника среди личного состава разрастается, ее пресечению может служить немедленное начало боевых действий резервными или соседними соединениями на глазах солдат, охваченных паникой. В войнах прошлого такой прием занимал одно из ведущих мест.

Военные психологи утверждают, что когда человек в критические минуты слышит от­зывы окружающих о своем пове­дении, это может подавить в нем вспышку ужаса и предотвратить панику.

Одним из средств прекраще­ния страха и паники может слу­жить неожиданное появление Боевого Знамени части перед глазами военнослужащих, охва­ченными паникой. Положитель­ный результат достигается, как правило, тогда, когда военнослу­жащие сохранили достаточный уровень боеспособности, спло­ченности и имеют определенный боевой опыт.

В качестве средств борьбы со страхом и паникой среди неболь­ших подразделений применяются и громкоговорящие устройства, установленные на вертолетах, бое­вых машинах. Борьбе с паникой может по­мочь и трансляция Государствен­ного гимна или известного марша, песни, затрагивающего нацио­нально-психологические чувства воинов. Установка в местах вероятного бегства различного рода предуп­редительных знаков (в дневное время), различных указателей ти­па «Осторожно, мины!», «Осто­рожно, высокая радиоактив­ность!», имитационных минно-взрывных полос и т.п. Все это дела­ется заранее, с учетом социально-психологических особенностей конкретного подразделения, подготовленности и боевого опы­та.

Организационно-управленческие приемы борьбы с паникой:

- изоляция инициаторов пани­ческих настроений. Личный при­мер командира- -хладнокровие, мужественное поведение. Локали­зация распространения слухов о случившейся панике на сосед­ние подразделения;

- с военнослужащими необхо­димо провести беседу, в ходе кото­рой довести, что командование на месте, контролирует обстановку, а воинская часть сохраняет боес­пособность;

- ознакомить воинов с обста­новкой на их участке боев, рассказать о предстоящей боевой задаче, призвать на будущее действовать более хладнокровно;

- особое значение приобретает выработка убеждений в том, что враг несет большие потери на всех направлениях;

- важно также, чтобы эти меры сопровождались с пополнением данного подразделения притоком новых военнослужащих из более стойких частей.

В первые минуты и часы после паники военнослужащие испыты­вают чувство горечи, вины, стыда. В этих условиях рекомендуется:

- подача обнадеживающей ин­формации;

-акцентирование внимания на примерах стойкости и мужества в предыдущих боях;

-организация прослушивания информационных материалов с участков фронта;

- привести подобные примеры из прошлого Российской армии (случаи бегства суворовских сол­дат при Нови, паника войск Куропаткина во время русско-японс­кой войны при Мукдене);

- вручение корреспонденции (писем, газет, журналов) для пе­реключения внимания;

- чтение перед строем писем мирных жителей, рассказываю­щих о зверствах противника, о на­несенных врагом бедствиях, показ и прослушивание аудио- и видео­материалов на эти темы;

- если возможно, то необходи­мо организовать проведение сеан­са аутогенной тренировки, релак­сации, саморегуляции;

- организовать горячее пита­ние, чай, если позволяют условия, предоставить не менее чем 5-часо­вой сон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: