Введение. Рекомендовано к печати

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Учебное пособие

Тамбов


Рекомендовано к печати

Редакционно-издательским советом

ТГУ имени Г.Р. Державина

Рецензенты:

Сорокина Л.В., член УМО ТГУ имени Г.Р. Державина кандидат биологических наук, доцент, зав. отделением психологии Академии социальных и образовательных технологий;

Макарова Л.Н., доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий;

Можейко А.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий психолого-медико-педагогической комиссией г. Тамбова.

Иванова Н.Н., Козодаева Л.Ф.

Развитие ребенка в условиях психической депривации: учебно-методическое пособие / Н.Н. Иванова, Л.Ф. Козодаева; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. … с.

Учебное пособие содержит материалы по изучению особенностей развития детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В пособии рассмотрены биологические и социальные причины отставания в развитии детей и меры социального вмешательства по их предупреждению; представлены направления работы, связанные с общими задачами развития детей-сирот, со специфическими задачами, реализация которых требует применения коррекционных приёмов. Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование.

© Иванова Н.Н., Козодаева Л.Ф., 2012

© ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО СИРОТСТВА В РОССИИ.
1.1. Проблема современного сиротства как аномальное общественно и психолого-педагогическое явление…….  
1.2.Сиротство в России: историко-педагогический анализ 11
1.3. Причины возникновения и распространения социального сиротства в России……………………………………….. 24
1.4. Профилактика социального сиротства………………….. 24
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
2.1. Понятие психической депривации, виды и симптомы. 39
2.2. Влияние психической депривации на развитие детей-сирот……………………………………………………………...  
2.3. Сущностная характеристика и особенности развития детей-сирот дошкольного возраста……………………………. 53
2.4. Готовность к школе детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях……………………………………... 59
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ.  
     
3.1. Особенности работы педагога в интернатных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей……………..  
3.2. Особенности оздоровительной и воспитательной работы с детьми, воспитывающихся в интернатных учреждениях…….  
3.3. Особенности социализации детей-сирот………………….. 75
3.4. Пути коррекционно-педагогической помощи детям-сиротам при переходе в новую социальную среду…………... 3.5. Различные формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………….. 3.6.Особенности психологической поддержки семей с приемными детьми……………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………102 78
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………104  
 

ВВЕДЕНИЕ

Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном положении семьи, но и на ее нравственном здоровье. Печальной приметой нашего времени стало социальное сиротство. На всей территории России наблюдается снижение уровня рождаемости относительно естественного прироста населения, а число детей-сирот, напротив, ежегодно увеличивается. В связи с этим в нашей стране приток сирот в специализированные учреждения заметно возрос. Однако сегодняшние воспитанники кардинально отличаются от своих предшественников: в основном они лишь условно могут называться сиротами, так как их родители, как правило, живы и документально известны.

На современном этапе развития нашей страны происходит обострение многочисленных социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства и т.д. Каждый год увеличивается количество детей, полностью или частично лишенных полноценной родительской заботы, что может объясниться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом, наркоманией, другими недугами или же лишением их родительских прав. Массовый характер этого явления породил новый термин: "сиротство при живых родителях". Определение в детский дом сегодня обусловлено, прежде всего, антиобщественным поведением родителей и необходимостью социальной изоляции несовершеннолетних детей из неблагополучной семьи.

Другую, также качественно новую категорию воспитанников детского дома представляют так называемые "отказные дети", родители которых отказались от них в младенческом возрасте.

Часто в многодетных семьях детям не оказывается должного внимания, они предоставлены «сами себе». Огромное количество детей растет в условиях дефицита контакта с взрослыми, эмоционального принятия и сопереживания, информации об окружающем мире.

Наиболее тяжелые последствия социального сиротства – различные деформации психического развития ребенка. Чем раньше ребенок отрывается от родной семьи, чем дольше он находится в доме ребенка, тем значительнее последствия его личностного и социального развития.

У детей формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, пассивность, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. У детей формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, пассивность, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций.

Можно выделить три основных группы факторов, влияющих на решение проблемы сиротства: социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские. В настоящее время основные усилия государства сосредоточены в социально-экономической сфере. Работа с психологическими и медицинскими факторами (выявление, ранняя диагностика) практически не проводится, и деятельность различных социально-психологических служб направлена не на предупреждение социального сиротства, а на работу с детьми, уже фактически ставшими сиротами.

Предлагаемое учебно-методическое пособие посвящено не только психологическим аспектам «социального» сиротства, но и междисциплинарным проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием детей-сирот в интернатных учреждениях.

В пособии представлены основные проблемы и причины неблагополучного детства в России, особенности психического развития детей-сирот в интернатных учреждениях с акцентом на причины и нарушения их социализации, эмоционального развития и общения. Рассмотрены различные альтернативные формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в историческом и современном аспектах.

Учебное пособие состоит из введения, трех разделов и заключения. В содержание учебного пособия включены вопросы для самопроверки и самостоятельной работы студентов, необходимые для активизации усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов навыков педагогической деятельности.

Настоящее учебное пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению: 050700 Специальное (дефектологическое) образование, а также может быть полезным педагогам-практикам, работающим с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.





double arrow
Сейчас читают про: