Проблема современного сиротства как аномальное общественно и психолого-педагогическое явление

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социально-экономических проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. Ключевой проблемой российской современности стало «социальное сиротство». Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, социальная защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики.

В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается постоянный рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорно­сти, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Около 700 тыс. официально признанных по статистике детей-сирот и около трех млн. беспризорных детей (по экспертным оценкам) поставили задачу социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем. Фактически общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. Оно ставит перед психологией, педагогикой и медициной как социально ориентированными системными науками острые социальные запросы.

Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.

По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2000 году таких детей в России было 667,6 тысячи, в 2002-м - более 707,8 тысячи, в 2004-м - 734,2 тысячи. В 2005 году сиротство в нашей стране достигло устрашающей цифры 800 тысяч. И, к сожалению, в последующие годы число брошенных, оставшихся без родительского попечения детей самых разных возрастов не изменилось в меньшую сторону.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Очень тяжелы для детей последствия раннего «социального» сиротства: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Самое драматичное последствие «социального» сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III-IV (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые.

Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития: основной приобретенный дефект – задержка психического развития и искажение личностного развития; комплекс сложных нарушений эмоционального развития – бедность эмоций, трудности в общении, пассивность, трудности адаптации в социуме и др. У одних наблюдается понижение активности, апатия, интерес к вещам, а не людям. У других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность.

Социально-психологическая неадаптированность детей, лишенных родительского попечения – это еще одно тяжелое последствие социального сиротства. Воспитанникам сиротских учреждений свойственны инфантилизм, неприятие себя как личности, трудности в общении и понимании других, перегруженность отрицательным опытом (у детей нет образцов позитивного поведения, ценностей семьи). Ситуация с развитием таких детей поистине трагична. По утверждению Генеральной прокуратуры 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только оставшиеся 10 % живут относительно нормально.

На сегодняшний день вне системы образования находятся 1,5-2,5 миллионов детей. В интернатных учреждениях находятся до 3.000.000 детей (с учетом приютов, реабилитационных центров, приемников-распределителей). Около 1.000.000 детей беженцев не учатся. Такова реальная ситуация сиротского детства в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: