Причины возникновения и распространения социального сиротства в России

За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства: после Первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и в настоящее время. Если в 1945 г. в СССР было около 678 тыс. детей-сирот, то на начало 2003 г. их насчитывалось 699,2 тыс. только в России.

В чем причины того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей трудной судьбой?

Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако до сих пор остается малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствуют о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин — материнство.

Бельгийский комитет но социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребенка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная,— отец ребенка бросил беременной будущую мать. Вторая — женщина рожает ребенка от внебрачной связи. Третья категория — женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.

И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять как естественные следующие причины сиротства.

Алкоголизм и наркомания родителей — ведущая причина (в последние годы), а отсюда — жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тыс. детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, причем часть из них (43 тыс. в 2000 г.) отбирается через лишение родительских прав. Если в 1995 г. таких детей было около 20 тыс., то в 2002 г. — уже 43,4 тыс. человек.

Преждевременная смертность населения. Увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смерти родителейчаще всего по неестественным причинам. Если 10 лет назад доля «круглых» сирот составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в среднем составляет 15%, а в некоторых регионах достигает 25-30%.

Н едееспособность родителей увеличиваетсяи, в том числе, из-за психических заболеваний. В настоящее время в России ежегодно около 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет; 13 тыс.— в 16 лет; 36,7 тыс.— в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся. В группе неполных семей с несовершеннолетними матерями отмечается высокий уровень материнской депривации; около 1% всех новорожденных становятся сиротами уже в первые дни жизни вследствие отказа от них матерей в роддомах.

Кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, привел к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тыс. детей, почти 22 тыс. внебрачных детей – у матерей, не достигших совершеннолетия. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения непосредственно отражается на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. По данным социологических опросов, более 50% несовершеннолетних правонарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации человеческой личности, а как следствие этого процесса — невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.

Дети, лишенные родительского попечения, нередко остаются безнадзорными. Анализ сложившейся ситуации позволяет выявить наиболее существенные факторы, провоцирующие интенсивное развитие детской безнадзорности.

Выделяют следующие основные факторы безнадзорности.

Семейный фактор (нарушение функционирования семьи), когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания ребенка, а также необходимого психологического комфорта в семье. Одна из причин роста количества безнадзорных детей — семейное неблагополучие. Кризисное положение семьи сегодня можно проиллюстрировать количеством детей, вытесненных из семей на улицу, детей, прошедших через приемники-распределители (ныне центры временного содержания детей-правонарушителей), через приюты и центры помощи.

Большинство бездомных детей городские жители (80%), в основном это дети из неблагополучных семей. Причины их отчуждения от семьи — жестокое обращение; нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве: ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.

Так, в условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние является следствием правовой, моральной, экономической незащищенности. Неблагополучие, бедность семей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Для большинства из них стали недоступными самые необходимые потребительские товары, услуги в сфере досуга, спорта, культуры.

Криминальный фактор (преступление против нравственности) – принуждение детей со стороны родителей и криминальных групп к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения, продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции и др.

Объективная ситуация, вызывающая трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей.

Детский фактор – патологические девиации характера некоторых детей, склонность к незаконному потреблению психоактивных вешесгв, самовольным уходам из дома или учебно-воспитательного заведения и другим формам отклоняющего поведения.

Молодежный фактор – увеличение числаасоциальных подростковых и молодежных субкультур.

Организационный фактор – недостатки в работе системы образования и органов опеки, системы социального обслуживания семьи и детства, служб занятости несовершеннолетних и молодежи и других государственных структур.

Информационный фактор – низкая эффективность безопасности многих сайтов в Интернете, средства массовой информации дают много отрицательных примеров для детей и молодежи на всех доступных носителях, низкое качество рекламы, телевизионные программы, радиопрограммы перегружены информацией, связанной с насилием, наркотиками и т.д.

Ослабление контроля влияния школы — один из важнейших факторов распространения беспризорности. Многие дети школьного возраста не ходят в школу. Специалисты считают, что 3-4 месяца жизни в беспризорном режиме — это порог десоциализации. Чем больше срок беспризорничества детей, тем они опаснее. У них нет ни профессии, ни образования, а есть один путь — в криминальные группировки. По данным криминологов, через эти группировки прошли до 60% подростков. Практически все подростки, совершившие умышленные преступления, были и остаются членами неформальных криминальных сообществ. Некоторые специалисты считают, что нет ни одного ребенка, особенно в маргинальных районах, который автоматически не попадал бы в группировку. Причем в 20% случаях это происходит, когда человеку исполняется 7-8 лет. В последние десятилетия рост преступности среди детей значительно превышает таковой среди остального населения. Специалисты отмечают рост профессионализации детской преступности, возрастающую техническую оснащенность детских банд.

В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся воспитанников и самовольного оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к увеличению количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений.

Родители и школа сегодня не отвечают за то, что ребенок ушел из школы и стал безнадзорным. Социальные педагоги и психологи зачастую не могут помочь подростку разобраться в его проблемах с родителями, учителями, школьным коллективом. Отсутствует система оперативного учета детей, территориально закрепленных за конкретной школой и не посещающих ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: