Объект и предмет исследования. Сегодня социально-культурная сфера охватывает такие области человеческой деятельности, как образование

Сегодня социально-культурная сфера охватывает такие области человеческой деятельности, как образование, здравоохранение, средства массовой информации, учреждения культуры и искусств, социальное обеспечение, физическую культуру, спорт и туризм, что значительно расширяет возможности студента в выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работ.

Определить объект исследования значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Однако, получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции исследование раскрывает[2]. Предмет исследования – одна из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Объект принадлежит всем, предмет – личное достояние исследователя, его собственное видение объекта. Точное определение предмета избавляет исследователя от безнадежных попыток «объять необъятное» (В.В. Краевский 2002).

Объект – это процесс (технология социально-культурной деятельности: образовательная, реабилитационная, рекреативная, социализирующая, и др.) или социальное явление (досуг, безработица, миграция, игра, наркомания и др.), порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет – это то, что находится в границах объекта: социально-культурная деятельность или возрастная или профессиональная страта) с целью позитивных изменений проблемного поля или социального явления.

Объектом исследования является определенная сфера деятельности, предметом – конкретный аспект этой сферы, круг вопросов, непосредственно рассматриваемых в дипломном (курсовом) проекте. Так, объектом исследовательской работы может быть профилактика зависимых состояний в молодежной и подростковой среде, а предметом – средства социально-культурной деятельности, используемые в профилактике зависимых состояний.

Таким образом, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, и дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: