Понятие налогового права Европейского Союза

НВ всеобщая транспортная и экспедиторская компания

«Ван Генд энд Лоос» против Администрации внутренних доходов Нидерландов (Дело № С-26/62 [1963])……………………………………. 24

2. Фламинио Коста против Энел (Дело № С-6/64 [1964]) ……………. 32

Андреа Франкович и другие против Итальянской Республики

(Дело № С-6/90 и № С-9/90 [1991]) ……………………………………… 42

III. Решения Суда ЕС по налоговым вопросам (обзор) …………………….. 44

IV. Директивы ЕС ………………………………………………………………. 54

Директива Совета 2003/48/ЕС от 3 июня 2003 года «О налогообложении дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов» …… 54

Директива Совета 2003/49/ЕС от 3 июня 2003 года «Об общей системе налогообложения процентов и роялти, выплата которых осуществлена между зависимыми компаниями разных государств-членов» ……….. 72


I.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Понятие налогового права Европейского Союза

Принятие государствами – членами ЕС Лиссабонского договора означает новый этап интеграции.

Налоговые правоотношения складывались в рамках первой опоры, поэтому использование понятия «налоговое право ЕС» означало налоговое право Европейского сообщества. С вступлением в силу Лиссабонского договора различия между понятиями «право Европейского Союза» и «право Европейского сообщества» перестали существовать. Соответственно, любые нормативно-правовые акты институтов и решения Суда ЕС по налоговым вопросам будут составлять понятие «налоговое право Европейского Союза». С учетом этих разъяснений можно предложить определение, исходя из которого будет выстраиваться все дальнейшее изложение:

Налоговое право ЕС представляет собой совокупность налоговых положений учредительных договоров и нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям, и решений Суда ЕС по налоговым вопросам.

Такой подход к определению понятия «налоговое право ЕС» является производным от соответствующих дефиниций права в доктрине государств-членов.

Место налогового права в правовой системе определяется местом налоговой политики в общей политике Европейского Союза.

Налоговая политика в системе политики экономической интеграции представляет собой направление, сопутствующее проведению таможенной политики ЕС. Этим, видимо, и объясняется то, что в учредительном договоре о ЕЭС налоговым вопросам были посвящены лишь пять статей (ст. 95-99). Думается, что это не случайно, поскольку налоги составляют главный источник формирования публичных финансов, а государства не желают уступать налоговый суверенитет институтам ЕС в большей степени, чем это необходимо для эффективного функционирования Европейского Союза.

В области налоговой политики институты ЕС определили следующие цели:

1) не допустить замены упраздненных таможенных барьеров другими ограничениями налогового характера;

2) продвинуться в решении проблемы избежания двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов;

3) заложить единые правовые основы регулирования налогов в государствах-членах ЕС;

4) создать единую систему норм, регулирующих общеевропейские налоги, составляющие основные источники формирования бюджета ЕС.

Достижение целей интеграционной политики обеспечивается способами ее проведения, которые разрабатывают группы экспертов, формируемые решением Европейской комиссии. Задачами таких рабочих групп является анализ практики ЕС, теоретическое обоснование и рекомендации для правовой политики его институтов. В определении принципов налоговой политики ключевую роль сыграли предложения, сформулированные экспертами, которые отметили, что серьезные различия налоговых систем государств-членов не позволяют унифицировать нормы налогового права в рамках ЕС. Поэтому для создания единого рынка достаточно гармонизировать налоговое законодательство государств-членов так, чтобы различия не препятствовали достижению конечных целей интеграционной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: