Роли и функции современного менеджера

Понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

– способы, манера обращения с людьми;

– власть и искусство управления;

– особого рода умение и административные навыки;

– орган управления, административная единица.

Менеджмент – управление средой, в которой трудится человек для реализации его потенциала и выполнения целей организации.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях.

Специфика хозяйственных, в частности, производственных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним.

Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

– знания в области теории и умение в сфере практики управления;

– способность к коммуникации и умение работать с людьми;

– компетентность в области специализации предприятия.

1. Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия решений, умение применять экономико-математические методы для оптимизации решений, наличия навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

2. Требование способности к коммуникации и умению работать с людьми вытекает из положения менеджера как связующего звена в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы как вышестоящий руководитель, сотрудники смежных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.

Способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

3. Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Менеджмент – это ситуационная деятельность в каждом конкретном случае, он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли, или не ставит.

Ситуационный подход реализуется в следующих действиях:

– менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

– менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

– менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

– менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Существуют различные уровни менеджмента:

1. Top management – высшее звено управления;

2. Zow management – низшие звенья управления;

3. Middle management – среднее звено управления.

(Привести примеры категорий руководителей на различных уровнях менеджмента).

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он не занимался.

Менеджер устанавливает цели; организует решения; мотивацию; измения; способствует развитию себя и коллектива.

Компетентность менеджера реализуется через:

- понимание управленческих функций и их эффективность;

- навыки в управлении временем;

- способности к самоанализу;

- стремление к самосовершенствованию;

- навыки в распределении рабочих нагрузок и др.

В целом, квалификационно-должностная модель менеджера строится на базе того, что менеджер должен знать, что менеджер должен уметь. (Приведите пример квалификационно-должностной модели менеджера (КДМ)).

Менеджер выполняет роли, связанные с принятием решения, информационные роли, межличностные роли.

Выполняя роли, связанные с принятием решений, менеджер:

– определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;

– разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения;

– контролирует разработку определенных проектов;

– когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия;

– отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;

– представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Выполняя информационные роли, менеджер:

– анализирует разнообразную информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах дела;

– выступает как «нервный центр» внутренней и внешней информации, поступающей в организацию;

– распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации;

– передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Реализуя межличностные роли менеджер:

– выполняет обычные обязанности правового или социального характера;

– отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников;

– обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Стратегический менеджмент в условиях структурной реформы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: