Железнодорожного транспорта

Стратегия указывает конечные цели, основные направления для конечного результата. Это руководящая программа для тактики.

Тактика – методы, применяемые для решения намеченной цели; пути; средства; формы и способы, которые наиболее соответствуют конкретной обстановке. Это ближайшие задачи, то есть цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задачи поддаются количественной характеристике.

Задачи предписываются не работнику, а его должности. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами, информацией. (Приведите примеры стратегии, тактики, задач конкретного предприятия).

Стратегический менеджмент необходим для реализации потенциала организации.

Стратегический менеджмент – (СМ) – такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Отличия стратегического менеджмента от оперативного (ОМ) в том, что:

– миссия организации в СМ – выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, ОМ – производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

– в СМ внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поиске новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении, ОМ – на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов;

– СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, ОМ – на кратко-среднесуточную;

– основными факторами построения системы управления для СМ являются люди, система информационного обеспечения и рынок; для ОМ –организационные структуры, техника и технология;

– при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия; ОМ – ресурсы организации, исполнителей работ;

– эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка, и изменяется в зависимости от изменения окружения; ОМ – в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

Для реализации СМ выполняются следующие действия:

– анализ среды (внешней и внутренней);

– определение миссии и целей;

– анализ и выбор стратегии;

– реализация стратегии;

– оценка и контроль выполнения стратегии.

Например, стратегиями развития ОАО «РЖД» являются:

– повышение доходности;

– обеспечение финансовой устойчивости;

– ограничение роста себестоимости;

– повышение эффективности деятельности;

– развитие и модернизация;

– безопасность и качество;

– развитие персонала.

В мировой практике корпоративного управления приняты следующие направления, по которым разрабатываются стратегии: финансы, клиенты, процессы (технологические и бизнес-процессы); обучение и развитие персонала.

Разработка стратегии начинается с определения миссии организации. (Привести примеры миссии конкретного предприятия).

Миссия указывает, что именно намерена организация реализовать, представить потребителям, своим акционерам и работникам.

Формой выражения миссии является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство данной организации определяет цели деятельности организации.

Миссия РЖД должна реализовываться через достижение следующих стратегических целей:

Первое – это повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости;

Второе – это повышение качества услуг;

Третье – это увеличение масштаба транспортного производства на территории РФ;

Четвертое – это глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему.

Ключевой задачей должно быть обеспечение высокой эффективности за счет:

– консолидации руководителей и специалистов всех уровней компаний вокруг реализации корпоративной миссии и стратегических целей;

– строгого соблюдения всеми работниками компании корпоративных стандартов.

Принципами достижения корпоративной эффективности могут быть:

– создание эффективной системы управления активами и инвестиционными ресурсами;

– ориентация на качественное обслуживание клиентов;

– повышение доходности перевозок и эффективное управление затратами;

– повышение качества управления финансовыми результатами корпорации.

Основным элементом разработки стратегии является диагностика состояния дел. Именно этот анализ позволяет оценить истинное состояние дел в организации, уточнить цели в соответствии с намеченной миссией.

Предметом анализа является состояние внешней и внутренней среды. Положение внешней среды определяется спросом, предложением, конкуренцией, социально-политическими и технико-экономическими тенденциями.

Анализ внутреннего состояния организации позволяет определить элементы, которые могут проявляться либо как преимущества, либо как трудности, возникшие под влиянием внешней среды. Эти элементы составляют довольно большой спектр ресурсов организации. (Привести пример сильных сторон деятельности организации и перечень трудностей, влияющих на эффективность деятельности).

На стадии формирования целей будущей деятельности происходит соединение диагностического анализа и предварительно намеченной миссии организации.

Установление целей на перспективу предполагает наличие инструмента доведения этих целей до их практической реализации, для чего разрабатываются стратегические варианты развития организации, т.е. возможные пути достижения поставленных целей.

Для достижения основной цели необходимо решить целый комплекс задач, важнейшими из которых являются:

– обеспечение необходимой правовой базы функционирования железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики;

– создание благоприятных условий для привлечения инвестиций с целью обновления производственно-технической базы отрасли;

– обеспечение финансовой прозрачности всех видов деятельности;

– создание механизмов заинтересованности в высокой эффективности работы на всех уровнях;

– поэтапная демонополизация услуг железнодорожного транспорта.

Взаимосвязи стратегий развития организации

и управления персоналом

Каждый из вариантов стратегии развития организации предполагает соответствующий вариант стратегии управления персоналом.

Стратегия предпринимательства характерна для организаций, которыеразвивают новые направления деятельности. Успех данной стратегии в значительной степени основан на потенциале персонала организации. В связи с тем, что для внедрения нового требуется небольшое число людей, значимость каждого сотрудника, занятого реализацией стратегии, возрастает. Прием на работу осуществляется преимущественно из числа молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом и компетенцией. Оценка деятельности производится преимущественно по индивидуальным результатам и мало формализована. Вознаграждение осуществляется достаточно часто в виде привлечения сотрудников к непосредственному участию в реализации стратегии фирмы, к разработке управленческих решений. Организация создает высокий уровень мотивации сотрудников всеми формами участия в реализации стратегии фирмы, т. к. существует большая степень зависимости реализации стратегии от такого их участия в течение всего периода освоения новых изделий. Возможности роста и индивидуального развития достаточно важны, так как сама стратегия основана на высоких индивидуальных возможностях личности. Повышение квалификации играет видную роль.

В рамках стратегии динамического роста предполагается изменение целей и структуры организации. Задача состоит в нахождении баланса между необходимыми изменениями и стабильностью. Работники должны уметь адаптироваться к изменениям, быстро приобретать недостающую компетенцию. Набор персонала направлен на привлечение высококомпетентных специалистов, в которых фирма действительно нуждается. Вознаграждение основано на оценке индивидуального труда и на эффективной работе в группе, на анализе группового поведения.

Организации, применяющие стратегию прибыли, находятся на стадии зрелости, имеют хорошо зарекомендованное изделие, освоенные технологии и отлаженное производство. Основная задача организации – производить больше продукции и минимизировать затраты. Система управления такой сферы деятельности состоит из четких процедур, правил, ориентированных на регулярный и жесткий контроль. Набор персонала осуществляется приемом специалистов, уже готовых к выполнению своих обязанностей. Участие в управлении не является необходимым и не особенно поощряется, но если происходит снижение прибыли или ухудшение качества изделия, то возможно применение различных форм привлечения работников к решению проблемы.

Стратегия изменения курса применима в организациях, которые ведут борьбу за освоение нового или расширение уже имеющегося рынка. Набор персонала направлен на поиск грамотных специалистов на основные рабочие места, причем организация преимущественно ищет работников среди своих сотрудников. Поскольку изменение курса предполагается, в основном, за счет внутренних резервов, то повышение квалификации приобретает особое значение. Однако следует учесть, что материальное вознаграждение сотрудников в ближайшей перспективе не предвидится.

Выводы. Чаще всего общая стратегия организаций представляет собой комбинации перечисленных вариантов. (Назовите варианты стратегии развития конкретной организации).

Система управления персоналом включает подбор, обучение и развитие, оценку и вознаграждение персонала.

В условиях структурной перестройки железнодорожного транспорта основной целью стратегии управления кадров является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Для совершенствования системы, направленной на качественный учёт и анализ состава кадров, совершенствование системы планового восполнения квалифицированных кадровых ресурсов в отрасли разработаны: «Положение о профессиональной подготовке кадров массовых профессий»; «Положение о целевой подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях»; «Положения о молодом специалисте Северо-Кавказской железной дороги»; «Положение о закреплении перспективных специалистов за руководителями предприятия, отделений, управления СКжд»; «Положение о повышении квалификации руководителей и специалистов СКжд»; схемы деловой карьеры специалистов в различных хозяйствах и другие программы и документы.

В соответствии с этими документами создана единая система подготовки кадров на СКжд, где определены базовые предприятия для организации стажировок и практического обучения, закреплены кафедры железнодорожного профиля РГУПСа за службами дороги.

Механизм управления формированием резерва предусматривает двухуровневую систему подбора кадров. Первоначально резерв номенклатуры ОАО «РЖД» и начальника дороги формируется на уровне отраслевых отделов и отделов управления персоналом отделения дороги. Затем сформированный резерв рассматривается на уровне дороги отраслевыми службами и службой управления персоналом для окончательного утверждения в комиссии начальника дороги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: