Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджменту, чтобы определить потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе, а также уяснить цели и задачи организации.
Анализ внутренней среды можно провести по следующим направлениям:
– производство: объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования; резервные мощности; техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества; издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;
– персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
– организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
– маркетинг: товары, произведенные фирмой; доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта; реклама; ценообразование;
– финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.
Менеджерам необходимо также учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.
Менеджер должен подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия.
Видами внешней среды организации являются:
1. Среда прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты.
2. Среда косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Это состояние экономики; научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения; влияние групповых интересов, существенные для организации события в других странах.
Основными характеристиками внешней среды могут быть:
– – взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
– сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень их вариаций;
– подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других;
– неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. (Приведите примеры влияния внешней и внутренней среды на конкурентоспособность конкретной организации)
Применяемый для анализа внешней среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов (сила, слабость, возможность и угрозы)) является признанным подходом в управлении, который позволяет провести совместные изучения внешней и внутренней среды.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление связей между ними, которые будут использованы в разработке стратегий организации (рис. 6).
Рис. 6. Матрица SWOT – анализа
Так, например, достоинствами железнодорожного транспорта, по сравнению с другими видами транспорта, являются: высокая провозная и пропускная способность; независимость от времени года и суток; высокая регулярность перевозок; возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния и др.
Недостатками можно считать: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственную базу; высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.