Управленческие роли руководителей

Задачи организации многообразны. И руководитель, решая эти задачи, выполняет, выражаясь языком социальной психологии, различные роли [15].

Под ролью понимается функция, нормативно одобренный об­разец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную по­зицию.

Как уже отмечалось (Раздел «Функции менеджмента») изучение ролей руководителя, наряду с изучением функций менеджмента, является главной задачей менеджмента. Рассмотрев власть и влияние на подчиненных и связанное с этим понятия лидерства, мы по сути рассмотрели только одну из ролей руководителя – роль лидера. Но роли руководителя этим не ограничиваются.

В работе [15] говорится, что среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей.

Конвенциональные роли связаны со стандартизированными пра­вами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.

Социальные роли наиболее ярко проявляются в совместной ра­боте лиц, организованных в группы. От того, каким образом выпол­няются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание дан­ной личности.

Все руководители, независимо от того, к какому уровню управле­ния они относятся, выполняют различные социальные и управлен­ческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соот­ветствуют его реальному положению, т.е. статусу, в организации.

Управленческие роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таб­лице 6 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу [16].

По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в раз­ной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга, Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вме­сте взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.


Таблица 6. Управленческие роли руководителей

Управленческие роли Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие данной роли
Межличностные роли
Главный руководитель Осуществляет работы социального и правового характера. Осуществляет действия, определяемые статусом, в частности участие в церемониалах, осуществляет ходатайства от имени организации
Лидер Осуществляет практически все действия, в кото­рых участвуют подчиненные Отвечает за моти­вацию подчиненных, а также за подготовку и набор персонала
Связующее звено Участие в совещаниях за рамками данной органи­зации, контакты с другими субъектами управленческой деятельности других организации
Приемник информации Является центром внешней и внутренней информации, поступающей в организацию. Отслеживает необходимую информацию специализирован­ного характера. Участвует в поездках, изданиях, изучает всю почту, поступающую в организацию, осуществляет нужные контакты
Распространитель информации Поставляет информацию членом организации для усвоения и интерпретации, для формирования взглядов на нее внутри организации По его рас­поряжению идет рассылка почты для получения новой информации Осуществляет общение с подчиненными для передачи им информации (беседы, обзорная информация)
Представитель Передает информацию во внешние организации. Является экспертом по вопросам данной отрасли. Участвует в заседаниях, выступает устно, обраща­ется через почту
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Участвует в создании новых идей, контролирует разработку «проектов по совершенствованию» организации. Участвует в заседаниях по вопросам стратегии развития организации, обсуждении управленческих ситуаций
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия при не­ожиданных сбоях в работе организации. Участву­ет в обсуждениях стратегических и текущих во­просов, включающих проблемы и кризисы.
Распределитель ресурсов Участие в принятии и одобрении всех управлен­ческих решений по распределению ресурсов. Осуществляет различные действия по составлению бюджетов, программированию деятельности подчиненных и т. д.
Ведущий переговоры Отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ:

1. какие виды групп в организации вам известны?

2. чем отличаются неформальные группы?

3. В чём особенности неформальных групп?

4. Как действовать руководителю в отношении неформальных групп, имеющихся в его подразделении?

5. Определите понятие власти. Как связаны понятия «власть» и «влияние»?

6. Что такое лидерство? В чём отличие формального лидера от неформального?

7. Каковы квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?

8. Что такое концентрация ограничений?

9. Какие требования предъявляет рынок к менеджеру?

10. Какие известны формы власти? Опишите их.

11. Какие есть способы влияния на подчиненных? Чем они отличаются?

12. В чем сильные и слабые стороны различных видов влияния? Какими, по вашему мнению, личными качествами должен обладать менеджер, который использует те или иные формы влияния?

13. В чем заключается суть и особенности управленческих ролей?

14. Какие категории ролей руководителя известны? В чём особенность каждой категории?

ТЕКСТ ПО ТЕМЕ:

1. Формальные группы организации возникают:

а) спонтанно, в процессе функционирования;

б) при структуризации;

в) в процессе разработки целей организации.

2. Неформальная структура организации возникает:

а) при планировании;

б) при структуризации;

в) спонтанно.

3. Лидерство, это:

а) узаконенная сила в организации;

б) способность влиять на людей;

в) круг полномочий.

4. Законная власть:

а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать;

б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями;

в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания.

5. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:

а) его статусу;

б) ситуации;

в) стадии жизненного цикла организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: