И содержание ее разделов

Структура выпускной квалификационной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Объем выпускной квалификационной работы, включая текстовой, табличный и иллюстративный материалы, должен составлять 50-60 страниц. В структуру выпускной работы входит: введение, основная часть (теоретическая и опытно-экспериментальная), заключение, список литературы и приложения.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема и цель исследования, определяются его объект и предмет, указывается комплекс взаимосвязанных задач, обозначается гипотеза, указывается методологическая и теоретическая основа исследования, определяются методы и опытно-экспериментальная база, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования, защищаемые положения, указываются формы апробации и внедрения его результатов. В целях соблюдения ведущих требований к аппарату введения студенту целесообразно обратиться к материалам дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

При подготовке введения студенту следует особенно тщательно и вдумчиво подойти к его научному аппарату. Выделяется определенный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого педагогического исследования в процессе его проведения, – это актуальность, проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения. Названные компоненты составляют своего рода «грамматику» научной работы и обеспечивают методологический минимум предъявляемых к ней требований. Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они как бы дополняют и корректируют друг друга.

Актуальность исследования. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование ее актуальности, т.е. потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Необходимо достаточно убедительно (с использованием фактов и аргументов) показать, что именно эта тема среди тех, что уже исследовались, самая насущная, злободневная, важная. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. При этом в выпускных работах теоретико-прикладного характера, к которым относятся и социально-педагогические исследования, важно различать практическую и научную актуальность проблемы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если сама проблема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а, во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Вместе с тем анализ выпускных квалификационных работ свидетельствует, что в ряде случаев актуальность проблемы исследования остается как бы за кадром, т.е. обосновывается недостаточно или неубедительно. Часто нет указаний на практическую актуальность, или же она обозначена лишь в самом общем виде. Например, актуальность разработки новых приемов профилактики аддиктивного поведения подростков студентом обосновывается «важным значением профилактической работы с детьми и подростками в условиях школы», т.е. формально. Или актуальность темы «Социально-педагогические условия успешной полоролевой социализации девочек-подростков» автор обосновывает тем, что «работа по управлению данным видом социализации не ведется».

Нередко указание на практическую актуальность темы вообще отсутствует, дело сводится к указанию на недостаточную ее разработанность в науке, например: «Вопрос … не нашел достаточного освещения», «не раскрыты …», «не выявлены …» и т.д. При этом главный вопрос – стоит ли вообще и по каким причинам «освещать», «раскрывать», «выявлять» – остается нерешенным. Молодому исследователю стоит помнить, что в педагогике исследование предпринимается не из «чистого» академического интереса, а ради преодолении определенных недостатков, слабых мест в практической или исследовательской работе.

Не менее важно избегать и противоположной крайности, когда актуальность обосновывается лишь недостатками практики и не указывается, кто до этого занимался (или вообще не занимались) этой проблемой, не указываются «узкие» места в педагогической науке.

Объект и предмет исследования. Социально-педагогическая действительность бесконечно разнообразна. Студент-дипломник же должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. С этой целью он должен выделить в том объекте, на который направлено его внимание, главный аспект или связь.

Объект исследования – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от познающего и на которое обращено его внимание, отражается им и служит источником необходимой для исследования информации. В качестве объекта социально-педагогического исследования могут выступать, например, процесс социализации ребенка в неблагополучной семье; процесс жизненного самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей; социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения; социальное сиротство как социально-педагогическое явление и т.п.

Понятие «предмет исследования» конкретнее по своему содержанию. В предмете исследования необходимо зафиксировать то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Так как в одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования, в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению, выявлению в данной работе. В качестве предмета социально-педагогического исследования могут быть обозначены, например, социально-педагогические условия эффективности процесса жизненного самоопределения выпускников детского дома; пути формирования педагогической грамотности родителей из неблагополучных семей; процесс организации деятельности социального педагога с учащимися «группы риска» и т.д. Таким образом, предмет исследования – это новое знание, которое намеревается получить исследователь.

Цель и задачи исследования определяются, исходя из актуальности исследуемой темы, выбранных объекта и предмета исследования. Цель исследования – это представление об общих конечных результатах научного поиска. В ней формулируется общий замысел исследования. Именно поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Например, «выявить и обосновать направление и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников», «выявить, определить и опытно-поисковым путем обосновать систему деятельности детского дома по социально-психологической адаптации воспитанников», «теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс социально-педагогических условий эффективного формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению» и др.

Намечая логику исследования, дипломник формулирует ряд частных исследовательских задач, решение которых, в своей совокупности, должно привести к достижению поставленной цели. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более четырех-пяти. Правильно поставленные задачи помогают целенаправленно и последовательно проводить теоретические изыскания и опытно-экспериментальную работу.

Первая задача, как правило, связана с выявлением (уточнением, углублением, обоснованием и т.п.) сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития. Третья – со способами его преобразования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления (процесса), с разработкой практических рекомендаций для различных категорий работников образования. Для правильного формулирования задач исследования целесообразно использование следующих глаголов: «раскрыть», «описать», «выявить», «проанализировать», «представить», «разработать», «обосновать», «определить», «уточнить», «апробировать» и др.

При определении задач исследования студенты допускают следующие типичные ошибки. Во-первых, не соблюдается соответствие между целью и задачами. Во-вторых, имеется рассогласование содержания разделов ВКР с представленными задачами. В-третьих, формулируются не задачи, а средства их решения (например, «проанализировать научную литературу по проблеме исследования»).

Методы исследования. Во введении необходимо указать комплекс методов научно-педагогического исследования, использованных студентом для решения поставленных задач. Вся совокупность методов педагогического исследования включает в себя следующие группы: теоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, метод моделирования), эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктов деятельности), опросные методы исследования ( анкетирование, тестирование, ранжирование, обобщение независимых характеристик, экспертная оценка, интервью, социометрия), метод эксперимента (констатирующий, формирующий эксперимент), сравнительно-исторические методы исследования (генетический, исторический), методы математической статистики.

Гипотеза исследования представляет собой предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Оно означает достоверно недоказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование. Гипотеза в социально-педагогическом исследовании – это предположение о связи между уровнем состояния изучаемого явления (процесса) и определенными социально-педагогическими воздействиями, содержанием социально-педагогической деятельности, ее методами, приемами, технологиями, социально-педагогическими условиями.

Схема описательной гипотезы примерно следующая: если сделать то-то и так-то, то можно предположить, что получится такой-то результат. Двусоставная структура гипотезы при этом может выглядеть и таким образом: это будет эффективно, если, во-первых ….; во-вторых …; в-третьих….

При формулировке гипотезы исследования следует учесть ряд практических рекомендаций:

- она не должна включать слишком много предположений;

- гипотеза должна быть проверяемой, не противоречить всем имеющимся достоверным фактам;

- она не должна содержать само собой разумеющиеся, известные и установленные в педагогической науке и практике положения;

- оформление гипотезы должно быть стилистически грамотным.

Например, применительно к теме «Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников» гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. «Формирование культуры взаимоотношений младших школьников обеспечивается деятельностью социального педагога, которая:

- моделируется на основе анализа особенностей социокультурного развития ученика, его семейной ситуации;

- направлена на укрепление связи семьи и школы в культурно-нравственном воспитании учеников, педагогическое управление общением в среде сверстников;

- включает активные коллективные формы и методы организации досуговой, творческо-игровой, трудовой деятельности школьников».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для дальнейшего развития социально-педагогической теории, в какой степени они могут повлиять на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории социальной педагогики.

Так, теоретическая значимость социально-педагогического исследования может состоять в следующем: уточнено содержание определенного понятия; разработана модель определенного процесса; уточнены принципы обеспечения качества образовательного процесса; обоснованы критерии и показатели уровневого развития определенного явления; расширены теоретические представления в определенной области; обоснована роль определенного фактора; выявлены этапы определенного процесса и т.д.

Практическая значимость исследования определяется характером изменений, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов данного исследования в практику. Она может состоять в следующем: разработана и внедрена в образовательный процесс конкретного учреждения модель определенной деятельности (воспитательные или обучающие программы); созданы диагностические материалы для определения уровня сформированности личностного качества; разработаны методические рекомендации для определенного круга специалистов по совершенствованию их профессиональной деятельности; разработана и внедрена в практику конкретного образовательного учреждения программа практикума (тренинговых занятий) и др.

Основная часть выпускной квалификационной работы по социальной педагогике состоит из теоретического и практического разделов и имеет, как правило, две главы, каждая из которых делится на 3-4 параграфа в зависимости от цели и задач исследования.

Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней раскрываются история и теория исследуемого вопроса, на основе изучения значительного числа научных работ, анализа и обобщения взглядов авторов, научных школ раскрывается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается авторская позиция и на основании этого выбираются, обосновываются методические подходы для разработки констатирующего и формирующего вида опытно-экспериментальной работы. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы дипломник перешел от теоретических знаний к анализу социально-педагогической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.

В данной теоретической части работы необходимо продемонстрировать знания рассматриваемых методологических и теоретических положений, исторический аспект проблемы и современный уровень ее разработанности в социальной педагогике и граничащих с ней научных областях. Целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу отечественного или зарубежного опыта в теоретическом или практическом решении проблемы.

Работая над проблемой исследования, необходимо исходить из задач, стоящих перед государством, обществом и школой при решении социально-педагогических проблем. ВКР выполняется на основе глубокого изучения и анализа законов и постановлений правительства в области социальной политики, нормативных и методических документов и материалов, регламентирующих социально-педагогическую деятельность, специальной научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, передового социально-педагогического опыта, социологических исследований и личного опыта профессиональной деятельности дипломника в качестве социального педагога.

В дипломном исследовании студенту важно продемонстрировать навыки работы с необходимой литературой, законодательными актами и нормативными документами в области социального воспитания и социально-педагогической деятельности, систематизации, критической оценки и обобщения собранного научного и практического материала.

Первая глава, где представлен теоретический анализ исследуемой проблемы, является результатом проработки первоисточников в области социальной педагогики, общей педагогики, общей, возрастной и социальной психологии, социологии, философии и других научных дисциплин.

Специальная литература используется для обоснования и конкретизации разрабатываемых вопросов. В целях глубокого анализа сущности исследуемой проблемы студенту необходимо изучение достаточно большого научно-теоретического материала, отраженного в таких научных изданиях, как монографии, сборники научных трудов (статей), материалы конференций, научные журналы, диссертации и авторефераты диссертаций. Значительную помощь в разработке понятийного аппарата исследования окажет справочно-информационная литература (энциклопедии, энциклопедические словари, справочники, терминологические словари, толковые словари, статистические сборники).

При написании ВКР следует просмотреть следующие журналы: «Социальная педагогика», «Педагогика», «Социальная работа в России», «Воспитание школьников», «Дополнительное образование», «Вопросы психологии», «Классный руководитель», «Дефектология» и другие общепедагогические и специальные журналы.

Существуют определенные требования к стилю изложения научной работы. В основе научного стиля лежит формально-логический способ изложения материала, согласно которому текст постепенно развивает мысль исполнителя работы от исходной посылки (название темы) к систематизации, доказательству (опровержению) и т.д. Наиболее характерными стилистическими особенностями текста письменной работы, изложенной научным стилем, являются:

· строгая последовательность изложения в соответствии с планом и содержанием;

· полная согласованность между собой смежных предложений, в особенности располагающихся в разных абзацах;

· передача ключевых мыслей в безличной форме;

· активное использование научных терминов.

При раскрытии теоретических основ проблемы студенту необходимо отметить, что сравнительный анализ имеющихся научно-теоретических подходов как к трактовке тех или иных понятий, так и решению определенных проблем.

Аналитический этап работы включает выявление следующих моментов: какова позиция автора и его аргументы; чем она отличается от других позиций (мнений) других ученых, от традиционного подхода; в чем автор полемизирует с другими исследователями; какие рекомендации он дает, какие выводы делает; какие вопросы не нашли отражения в его работах и т.д.

Выпускная квалификационная работа в большинстве случаев не предполагает разработку и введение в научный оборот нового понятия. Поэтому при написании работы вполне допустимо за основу своего теоретического подхода взять понятия, разработанные другими исследователями. При этом необходимо обоснование своего выбора и ссылки на труды ученого-специалиста, чьи идеи и взгляды студент разделяет. В последующем использование терминов или позиций студента-дипломника должно быть однозначным.

Изложение содержания теоретического раздела в тех его частях, которые содержат прямые или косвенные заимствования из работ других авторов, должно сопровождаться ссылками на источники заимствования с указанием номера данного источника в списке литературы, приводимом в конце ВКР, и страницы ссылки, например, [5, с. 17] или (5, с. 17).

Первая глава служит теоретическим обоснованием программы опытно-экспериментальной работы. Необходимо подчеркнуть, что для выпускной квалификационной работы обязательной является логическая связь между теоретической и практической частями и последовательное развитие основной позиции автора на протяжении всей работы.

Практический раздел ВКР включает конкретные разработки содержания и методов социально-педагогической деятельности по решению проблемы исследования. В нем представляется программа опытно-экспериментальной (опытной) работы, разработанная автором и внедренная в практику конкретного образовательного учреждения, даются методические рекомендации по внедрению полученных результатов в массовую социально-педагогическую практику. Для этого необходимо раскрыть состояние и динамику изучаемого явления в данном учреждении (что было и что изменилось на протяжении определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие возникали трудности и каким образом приходилось их преодолевать и т.д.) с точки зрения научных положений, а также на основе анализа личного опыта и опыта социального педагога. Следовательно, логика написания данной главы следующая. Исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, автор анализирует состояние дел на определенном темой ВКР участке деятельности и имеющегося опыта социально-педагогической деятельности по решению проблемы. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций и периодики, статистические данные, отражающие состояние социально-педагогических явлений как в масштабах страны в целом, так и в рамках республики, конкретного поселения.

Затем представляются результаты констатирующего среза диагностики наличного уровня исследуемой проблемы в конкретном образовательном учреждении, которое служит опытно-экспериментальной базой исследования (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы). Эмпирической базой исследования при этом могут быть данные, полученные в результате обобщения деятельности или моделей поведения детей и подростков изучаемых групп, профессиональной деятельности социальных педагогов, учителей и воспитателей, родителей учащихся и др. Выводы могут базироваться на результатах педагогического наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед, тестирования, интервью, анализа продуктов деятельности. Необходимо подробно описать все процедуры диагностики, привести образцы анкет, вопросники бесед и интервью, программу наблюдения, отдельные продукты деятельности учащихся. В большинстве случаев ВКР по социальной педагогике предполагает наличие социально-педагогических характеристик личности ребенка, социального паспорта трудного подростка, социального паспорта семьи и т.д. Количественные данные результатов констатирующего этапа исследования оформляются в виде таблиц.

Далее описывается ход опытно-экспериментальной (опытной) работы, представляющей формирующий этап исследования. Опытно-экспериментальная деятельность автора в конкретном учреждении организуется для проверки гипотезы, а именно эффективности того или иного метода или содержания социально-педагогической работы, конкретных социально-педагогических условий.

Проводится данная работа, как правило, в естественных условиях, без нарушения хода образовательного процесса и сочетается обычно с наблюдением социально-педагогических фактов по заранее составленному плану. Организуется студентом самостоятельно после предварительного обсуждения с научным руководителем плана экспериментальной части ВКР.

В параграфе, посвященном программе и содержанию опытно-экспериментальной работы, необходимо отразить ее цель, задачи, этапы и содержание, формы и методы социально-педагогической деятельности. Целесообразно подробно описать методику работы с каждой категорией лиц, участвующих в исследовании.

Далее приводится сравнительный анализ начального и конечного этапов опытно-экспериментальной работы, результаты которого также представляются в таблице. На этой основе оценивается результативность предлагаемого авторского подхода к решению исследуемой проблемы, определяются оптимальные пути воздействия на личность ребенка в целях ее более эффективной социализации. Необходимо сделать выводы и разработать рекомендации, направленные на совершенствование управления процессом социальной адаптации детей и подростков со стороны тех или иных институтов и агентов социализации.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, диаграммах, графиках.

Заключение подводит итог исследованию. Оно должно содержать в тезисной форме основные положения и выводы работы, общий вывод, к которому пришел автор, а также предложения по дальнейшей научной разработке вопроса. При этом никакие конкретные случаи, факты, статистические данные не анализируются, ссылки на литературные источники не приводятся.

Заключительные выводы должны быть краткими и четкими, вместе с тем дающими полное представление о содержании, значимости и результатах исследовательской деятельности. В заключении необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что является наиболее важным, что несет основную смысловую нагрузку. Заключение оформляется таким образом, чтобы оно обязательно перекликалось с введением. Поставленные во введении цель, гипотеза и задачи должны быть повторно отражены как достигнутые.

Правила составления списка литературы и его оформления заключаются в следующем. Библиографический список составляется в алфавитном порядке в соответствии с фамилиями авторов литературных источников. Если автор источника не указан (при наличии многих авторов, в случае сборников статей разных авторов или материалов, не обладающих индивидуальным авторством), в алфавит выстраиваются названия источников.

В список включаются все использованные автором ВКР литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.). Даже если в тексте давалась ссылка на источник или цитаты не приводились, но дипломник пользовался какой-либо литературой, все это следует включить в список. В среднем список литературы ВКР включает не менее 70 источников.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц (Приложение 3).

Ссылка на источник в тексте ВКР осуществляется посредством указания его алфавитного номера в круглых или квадратных скобках после изложения содержания источника или указания фамилии его автора.

Пример оформления ссылок на литературу:

С позиций социальной педагогики «неблагополучная семья – это семья, оказывающая деструктивное, десоциализирующее влияние на развитие личности ребенка» [17, с.23].

В последние годы проблема профилактики аддиктивного поведения подростков является объектом исследования специалистов различных ведомств[14; 22; 29; 46].

По мнению М.А.Галагузовой [9], отклоняющееся поведение выражается в трех видах: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

В Приложениях следует расположить вспомогательный материал, призванный дополнять и пояснять текст, делать его более наглядным и доходчивым. Вместе с тем, материалы Приложений не должны перегружать работу, отвлекать от главной мысли. В Приложениях могут быть представлены: таблицы, графики, диаграммы; образцы нормативных документов и документации учреждений; образцы анкет и тестов; разработки воспитательных мероприятий, планы-конспекты занятий с учащимися; программы экспериментальных курсов или занятий; фотоматериалы; формы отчетности и копии документов.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение должно оформляться с новой страницы, иметь свой заголовок и номер, а также надпись в правом верхнем углу: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Приложения помещаются после списка литературы и не учитываются в общем объеме работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: