Методика коллективной творческой деятельности

Одной из основных форм досуговой деятельности детей и подростков являются коллективные творческие дела (КТД).

Методика коллективной организации жизнедеятельности была разработана академиком Игорем Петровичем Ивановым и получила название «коммунарской» или «методика коллективного творческого воспитания».

Её сущность определяется как реализация трех закономерностей: целеустремленность воспитания, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм воспитания.

Методику КТД отличает высокая интенсивность и концентрация разносторонней деятельности, коллективное сотрудничество и содружество взрослых и детей, совместное планирование деятельности, совместное действие в социальной среде, в социальном творчестве, совместный анализ сделанного и оценка участия каждого. Ключевым понятием в ней является «забота». Все виды деятельности и взаимоотношений пронизаны творческой заботой участников процесса взаимодействия друг о друге, о своем коллективе, об окружающем мире. Педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, а выступает всегда в разных вариациях, всегда выявляет новые возможности, ведь оно частица жизни!

В КТД решается ряд педагогических задач: развивается самостоятельность, инициатива ребят, самоуправление, активное, гражданское отношение к людям и окружающему миру. КТД обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать свои задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Одним из принципов методики КТД является принцип «4 сами»:

·сами планируем,

·сами готовим,

·сами проводим,

·сами анализируем.

То есть за все, что происходит в жизни коллектива, ребята ответственны наравне со взрослыми. Планируя вместе с педагогом досуговые, познавательные, спортивные и другие дела, ребята совсем иначе относятся к ним. Это их план, их идеи, в осуществлении которых, в первую очередь, будут заинтересованы они сами.

Алгоритм организации творческой деятельности состоит в последовательной реализации шести стадий (этапов). Под алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: