Деятельность педагога:
– определяет роль данного ТД в жизни детского объединения;
– выдвигает конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться;
– разрабатывает варианты ТД как примеры для выбора детьми;
– начинает строиться перспектива возможного ТД в установочной (стартовой) беседе с детьми.
Задача педагога: Пропаганда, идеи, цели КТД, побуждение к участию в нем. При этом можно опираться на:
§ идею бескорыстного служения людям;
§ чувство удовлетворения от совместной деятельности;
§ очарование героическим;
§ побуждение красивым;
§ восхищение творческими способностями;
§ радость от приобщения к непознанному, новому, творческому;
§ открытие возвышенного в повседневной жизни;
§ поддержка позитивной самооценки («Я могу!»).
Деятельность коллектива:
– Формируются микроколлективы по интересам из представителей кружков, детей свободно посещающих клуб;
– Выбираются командиры микроколлективов, распределяются поручения между членами микроколлективов;
– проводится подготовка к сбору планирования общих дел клуба во время разведки дел и друзей, которую проводят микрогруппы по разным, сообща выбранным маршрутам.
Формы выявления самых интересных и полезных дел и проектов могут быть различными:
- обсуждение основных направлений, целей и задач деятельности;
- конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;
- анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т.п.);
- «разведка дел и друзей» – предварительная и массовая (по таким, например, маршрутам, как «клуб», «микрорайон», «родная природа», «малыши», «далекие друзья»);
- «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).
2 этап (стадия) – коллективное планирование.
Оно происходит на общем сборе макрогруппы или на сборе, который составляет общий план жизни этого объединения на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется только данное ТД. На общем сборе планирования принимается коллективное решение: утверждаются планы работы микроколлективов, формируется план общих дел, утверждается структура органов соуправления, устанавливается график работы Совета самоуправления и т.д.
На данном этапе уже сообща решаются основные вопросы, которые ставились перед микроколлективами:
Что делаем, какими средствами?
Где действуем, в каком пространстве?
Как лучше его провести, по какому графику, плану работы, сценарию?
Когда начинаем КТД? (сроки, время);
Кто организует и за что отвечает? (распределение ответственности);
Кто оценивает (КТД)?
С кем совместно действуем? Чья поддержка необходима?
Для кого действуем, на радость и пользу кому? (кому адресовано дело);
Зачем действуем? (смысл);
Кому участвовать – всему объединению, или отдельным (по желанию) микрогруппам, или сводной бригаде добровольцев?
Кто будет руководить – совет объединения, или специальный совет дела из представителей всех микрогрупп, или командир сводной бригады?
Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и, в случае необходимости, организуют выбор Совета дела или командира сводной бригады.
На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты и один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект.
Можно использовать формы коллективного планирования из опыта работы ВДЦ «Орленок», ОДЦ «Ребячья республика»: «Банк идей», «Строим дом», «Стрелка планирования» и др. Такие формы коллективного планирования как «Северное лето», «Турфирма предлагает», «Строим дом» описаны в разделе «Методика организации и проведения творческих дел. Коллективное планирование».
Функции инициатора, организатора и контролера дела может выполнять временная инициативная группа (ВИГ). Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ребенка и два-три ничем не выдающихся ребенка. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ребенок (дети) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект помогает раскрыться самым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Другая особенность ВИГ – временное объединение, в связи с чем каждый ребенок получает несколько возможностей проявить свои организаторские способности, а понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность.
Выборы ВИГ могут происходить по трем сценариям: 1) предлагаются собственные кандидатуры детьми - педагог следит за уравновешенной компоновкой ВИГ; 2) дети предлагают в состав ВИГ своих товарищей; 3) педагог сам назначает членов ВИГ. Наиболее эффективны первые два сценария. Они определяют уровни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах может быть использован и третий вариант.
ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором микрогруппы, контролером и аналитиком ТД.