Задания теоретического характера:
1. Дайте характеристику звуков л, ль по следующей схеме:
· место образования;
· способ образования;
· твердость – мягкость;
· звонкость – глухость.
2. Опишите статику (артикуляционный уклад) образования звуков л, ль.
3. Назовите причины нарушений произношения звуков л, ль.
4. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.
Карточка 1.
Звук [л] по способу образования является:
1) Щелевым;
2) Смычно-взрывным;
3) Смычно-щелевым;
4) Смычно-проходным;
5) Дрожащим.
Карточка 2
Звук [л] по месту образования является:
1) Губно-губбным;
2) Губно-зубным;
3) Переднеязычным;
4) Среднеязычным;
5) Заднеязычным.
Карточка 3
Фонетическим дефектом звука [л] является:
1) Его отсутствие;
2) Межзубное произношение;
3) Двугубное произношение;
4) Замена на звук [в];
5) Носовое произношение.
Карточка 4
Фонетико-фонематическим дефектом звука [л] является:
1) Его отсутствие;
2) Замена на звук [в];
3) Горловое произношение;
4) Замена на звук [р];
5) Замена на звук [ы];
|
|
Карточка 5
Звук [л] можно поставить от звуков:
1) [ы];
2) [и];
3) [а];
4) [у];
5) [р].
Задания практического характера:
1.Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению ламбдацизма и параламбдацизма у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:
· Определяют вид нарушения произношения звуков «л – ль». Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.).
· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).
· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.
5. Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы постановки звуков «л – ль».
6. Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции ламбдацизма или параламбдацизма (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.
7. Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с ламбдацизмом или параламбдацизмом. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2-3 человека), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.