Логика и динамика развития естествознания

Развитие науки определяется внешними и внутренними факторами. К первым относятся влияние государства, экономических, культурных параметров, ценностных установок ученых. Вторые определяются внутренней логикой и динамикой развития науки. Не всегда первые можно четко отделить от вторых.

Внутренняя динамика развития науки имеет свои особенности на каждом уровне исследования. Эмпирическому уровню присущ кумулятивный характер, поскольку даже отрицательный результат наблюдения или эксперимента вносит свой вклад в накопление знаний. Теоретический уровень отличается более скачкообразным характером, так как каждая новая теория представляет собой качественное преобразование системы знания. Новая теория, пришедшая на смену старой, не отрицает ее полностью, но чаще ограничивает сферу ее применимости, что позволяет говорить о преемственности в развитии теоретического знания.

Вопрос о смене научных концепций является одним из наиболее злободневных в современной методологии науки. В первой половине XX века основной структурной единицей исследования признавалась теория. В начале 60 годов XX века американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, в соответствии с которой теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма научного исследования в данной области. Динамика науки была представлена Куном следующим образом: Старая парадигма ® «нормальная стадия развития науки» ® революция в науке ® новая парадигма.

Среди множества концепций концепция Т. Куна считается самой влиятельной реконструкцией логики развития науки во второй половине XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: