6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков.
Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или алогичного назначения.
Виды ассортимента.
1. По местонахождению товаров.
1.1. Промышленный ассортимент – вырабатывается отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.
1.2. Торговый ассортимент – представлен в торговой сети.
2. В зависимости от широты и глубины охвата товаров.
2.1. Простой ассортимент товаров – представлен видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
2.2. Сложный ассортимент товаров – представлен видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
2.3. Развернутый ассортимент товаров – представлен разновидностями товаров.
2.4. Укрупненный ассортимент товаров – объединен по общим признакам в определенной совокупности товаров.
2.5. Сопутствующий ассортимент – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции.
|
|
2.6. Смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, разного функционального назначения.
3. По степени удовлетворения потребностей.
1. Рациональный ассортимент – обеспечивает степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.
2. Оптимальный ассортимент – удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на приобретение и потребление.
В зависимости от характера потребителей.
1. Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
2. Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
6.2. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ АССОРТИМЕНТА
Свойство ассортимента – особенность, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента – количественное или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименования условные обозначения | Расчет показателей | |
свойства | показатели | |
Широта (Ш): - действительная; - базовая. | Показатель широты (Ш): - действительный (Шд); - базовый (Шб). Коэффициент широты (Кш) | , , . |
Полнота (П): - действительная; - базовая. | Показатель полноты (П): - действительный (Пд); - базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) | однородной группы товаров, однородной группы товаров, . |
Глубина (Гл): - действительная; - базовая. | Показатель глубины (Гл): действительный (Глд); базовый (Глб). Коэффициент глубины (Кг) | , , . |
Устойчивость (У) | Показатель устойчивости (У) Коэффициент устойчивости (Ку) | , . |
Новизна (обновление) (Н) | Показатель новизны (Н) Степень (коэффициент) обновления (Кн) | , . |
Структура (С) | Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) | |
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) | Показатель ассортиментного минимума (Ам) | |
Рациональность (Р) | Коэффициент рациональности (Кр) | |
Оптимальность (Оп) | Коэффициент оптимальности (Коп) | |
Гармоничность (Г) | Коэффициент гармоничности (Кгар) |
m – количество однородных групп товаров; д – количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии; б – базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения; n – количество товаров разных наименований или торговых марок и их модификации определенного вида; nгар – количество товаров разных наименований или торговых марок, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец; Ai – количество отдельного товара в натуральном выражении; Si – суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном выражении; м – минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации; у – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом; н – количество новых видов и наименований товаров; вг, ву, вн – коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны; Эп – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; З – затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребления, руб.
|
|
6.3. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ
Управление ассортиментом – деятельность по достижению требований рациональности ассортимента.
Основные этапы управления.
1. Установление требований к рациональности ассортимента. Оно начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности.
2. Ассортиментная политика – это общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
3. Формирование ассортимента – это деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством предприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 6
1. Приведите классификацию ассортимента по местонахождению товаров.
2. Укажите классификацию ассортимента в зависимости от широты и глубины охвата товаров.
3. Охарактеризуйте классификацию ассортимента по степени удовлетворения потребностей и характера потребителей.
4. Перечислите свойства и показатели ассортимента.
5. Опишите процесс управления ассортиментом и ассортиментной политики предприятия.