Тема 6. Ассортимент товаров

6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков.

Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или алогичного назначения.

Виды ассортимента.

1. По местонахождению товаров.

1.1. Промышленный ассортимент – вырабатывается отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

1.2. Торговый ассортимент – представлен в торговой сети.

2. В зависимости от широты и глубины охвата товаров.

2.1. Простой ассортимент товаров – представлен видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

2.2. Сложный ассортимент товаров – представлен видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.

2.3. Развернутый ассортимент товаров – представлен разновидностями товаров.

2.4. Укрупненный ассортимент товаров – объединен по общим признакам в определенной совокупности товаров.

2.5. Сопутствующий ассортимент – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции.

2.6. Смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, разного функционального назначения.

3. По степени удовлетворения потребностей.

1. Рациональный ассортимент – обеспечивает степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

2. Оптимальный ассортимент – удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на приобретение и потребление.

В зависимости от характера потребителей.

1. Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

2. Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

6.2. СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ АССОРТИМЕНТА

Свойство ассортимента – особенность, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента – количественное или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Наименования условные обозначения Расчет показателей
свойства показатели
Широта (Ш): - действительная; - базовая. Показатель широты (Ш): - действительный (Шд); - базовый (Шб). Коэффициент широты (Кш) , , .
Полнота (П): - действительная; - базовая. Показатель полноты (П): - действительный (Пд); - базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) однородной группы товаров, однородной группы товаров, .
Глубина (Гл): - действительная; - базовая. Показатель глубины (Гл): действительный (Глд); базовый (Глб). Коэффициент глубины (Кг) , , .
Устойчивость (У) Показатель устойчивости (У) Коэффициент устойчивости (Ку) , .
Новизна (обновление) (Н) Показатель новизны (Н) Степень (коэффициент) обновления (Кн) , .
Структура (С) Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i)
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) Показатель ассортиментного минимума (Ам)  
Рациональность (Р) Коэффициент рациональности (Кр)
Оптимальность (Оп) Коэффициент оптимальности (Коп)
Гармоничность (Г) Коэффициент гармоничности (Кгар)

m – количество однородных групп товаров; д – количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии; б – базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения; n – количество товаров разных наименований или торговых марок и их модификации определенного вида; nгар – количество товаров разных наименований или торговых марок, одинаковых с утвержденным перечнем и принятых за образец; Ai – количество отдельного товара в натуральном выражении; Si – суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном выражении; м – минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации; у – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом; н – количество новых видов и наименований товаров; вг, ву, вн – коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны; Эп – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; З – затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребления, руб.

6.3. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ

Управление ассортиментом – деятельность по достижению требований рациональности ассортимента.

Основные этапы управления.

1. Установление требований к рациональности ассортимента. Оно начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности.

2. Ассортиментная политика – это общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.

3. Формирование ассортимента – это деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством предприятия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 6

1. Приведите классификацию ассортимента по местонахождению товаров.

2. Укажите классификацию ассортимента в зависимости от широты и глубины охвата товаров.

3. Охарактеризуйте классификацию ассортимента по степени удовлетворения потребностей и характера потребителей.

4. Перечислите свойства и показатели ассортимента.

5. Опишите процесс управления ассортиментом и ассортиментной политики предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: