Тема 9. Формирование качества товаров

9.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРОВ

Обеспечение товароведных характеристик товаров – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий по формированию и сохранению установленных требований к качеству и количеству товаров.

Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ) – совокупность стадий и этапов, где применяются средства и методы последовательного выполнения определенных операций.

Классификация стадий и этапов ТЖЦТ.

1. Предтоварная стадия – совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.

1.1. Выявление запросов потребителей – ожидаемые и реальные требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену.

1.2. Проектирование и разработка товаров – определение товароведных характеристик и их регламентация в виде технических требований нормативных и технологических документов.

1.3. Материально-техническое снабжение – обеспечение производства необходимыми сырьем, материалами и оборудованием.

1.4. Производство товаров – совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров.

1.5. Окончательный контроль качества и количества товаров – предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества.

2. Товарная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из процесса производства.

2.1. Формирование товарных партий – формирование определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара или хранящегося на складе изготовителя или продавца в соответствии с запросами покупателя.

2.2. Транспортирование и хранение – сохранение количества и качества товаров на складах и в пути.

2.3. Товарная обработка – обеспечение однородности качества и количества, а также подготовка товара к продаже.

2.4. Реализация – отпуск товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам.

3. Послереализационная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.

3.1. Послепродажное обслуживание – оказание помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, монтажа, наладки и ремонта.

3.2. Потребление или эксплуатация – использование товаров по функциональному или социальному назначению.

4. Стадия утилизации товаров и уничтожения – совокупность взаимосвязанных этапов и операций, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.

4.1. Повторное использование – формирование новых товароведных характеристик товаров или устранение их несоответствий.

4.2. Утилизация (уничтожение) – уничтожение опасной продукции.

9.2. ФОРМИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Формирующие факторы – комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.

Виды формирующих факторов.

1. Объективные факторы.

1.1. Сырье и материалы – формируют качество и количество товаров, определяющиеся на этапах проектирования, разработки и производства продукции.

1.2. Рецептура – совокупность основного и вспомогательного сырья в установленном соотношении.

1.3. Производственные процессы – совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.

1.4. Корректирующие технологию мероприятия – формирование качественного товара на основании контроля за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения рабочих испытаний после каждой операции и окончательного контроля готовой продукции.

2. Субъективные факторы.

1. Спрос – влияет на формирование всех характеристик товаров, основу которого составляют запросы потребителей, подкрепленные их платежеспособностью, учитывается на всех этапах предтоварной стадии.

2. Регламентация товароведных характеристик товаров – осуществляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов.

Указанные мероприятия должны обеспечивать формирование гарантированного качества заданного уровня.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 9

1. Перечислите основные этапы предтоварной стадии ТЖЦТ и их особенность.

2. Укажите основные этапы товарной стадии ТЖЦТ и их особенность.

3. Охарактеризуйте основные этапы послереализационной стадии ТЖЦТ и их особенность.

4. Определите основные этапы стадии утилизации ТЖЦТ и их особенность.

5. Опишите объективные и субъективные факторы формирования товаров.




double arrow
Сейчас читают про: