9.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРОВ
Обеспечение товароведных характеристик товаров – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий по формированию и сохранению установленных требований к качеству и количеству товаров.
Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ) – совокупность стадий и этапов, где применяются средства и методы последовательного выполнения определенных операций.
Классификация стадий и этапов ТЖЦТ.
1. Предтоварная стадия – совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.
1.1. Выявление запросов потребителей – ожидаемые и реальные требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену.
1.2. Проектирование и разработка товаров – определение товароведных характеристик и их регламентация в виде технических требований нормативных и технологических документов.
1.3. Материально-техническое снабжение – обеспечение производства необходимыми сырьем, материалами и оборудованием.
1.4. Производство товаров – совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров.
1.5. Окончательный контроль качества и количества товаров – предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества.
2. Товарная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из процесса производства.
2.1. Формирование товарных партий – формирование определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара или хранящегося на складе изготовителя или продавца в соответствии с запросами покупателя.
2.2. Транспортирование и хранение – сохранение количества и качества товаров на складах и в пути.
2.3. Товарная обработка – обеспечение однородности качества и количества, а также подготовка товара к продаже.
2.4. Реализация – отпуск товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам.
3. Послереализационная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.
3.1. Послепродажное обслуживание – оказание помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, монтажа, наладки и ремонта.
3.2. Потребление или эксплуатация – использование товаров по функциональному или социальному назначению.
4. Стадия утилизации товаров и уничтожения – совокупность взаимосвязанных этапов и операций, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.
4.1. Повторное использование – формирование новых товароведных характеристик товаров или устранение их несоответствий.
4.2. Утилизация (уничтожение) – уничтожение опасной продукции.
9.2. ФОРМИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Формирующие факторы – комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.
Виды формирующих факторов.
1. Объективные факторы.
1.1. Сырье и материалы – формируют качество и количество товаров, определяющиеся на этапах проектирования, разработки и производства продукции.
1.2. Рецептура – совокупность основного и вспомогательного сырья в установленном соотношении.
1.3. Производственные процессы – совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.
1.4. Корректирующие технологию мероприятия – формирование качественного товара на основании контроля за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения рабочих испытаний после каждой операции и окончательного контроля готовой продукции.
2. Субъективные факторы.
1. Спрос – влияет на формирование всех характеристик товаров, основу которого составляют запросы потребителей, подкрепленные их платежеспособностью, учитывается на всех этапах предтоварной стадии.
2. Регламентация товароведных характеристик товаров – осуществляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов.
Указанные мероприятия должны обеспечивать формирование гарантированного качества заданного уровня.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 9
1. Перечислите основные этапы предтоварной стадии ТЖЦТ и их особенность.
2. Укажите основные этапы товарной стадии ТЖЦТ и их особенность.
3. Охарактеризуйте основные этапы послереализационной стадии ТЖЦТ и их особенность.
4. Определите основные этапы стадии утилизации ТЖЦТ и их особенность.
5. Опишите объективные и субъективные факторы формирования товаров.






