Локализация звука. Выполнение локомоций на звуковой ориентир

Слух имеет чрезвычайно важное компенсаторное значение для слепого при передвижениях его в пространстве. Развитию слуха как компенсаторного канала следует уделять большое внимание с самого раннего возраста.

В младшем школьном возрасте, как правило, дети в состоянии локализовать источник звука и хотя и неуверенно, но выполнять простые локомоторные действия (идти шагом). Поэтому в младшем возрасте необходимо системное обучение ориентированию по звуку. Причем в этот период важно сформировать у слепого ребенка не просто умения локализации и выполнения двигательных действий на звуковые ориентиры, а необходимо довести эти умения до прочных навыков.

При обучении следует исходить из того важного положения, что взаимоотношения между ребенком (субъектом) и звуковым ориентиром (объектом) в жизненных ситуациях могут складываться следующим образом:

· субъект статичен — объект статичен (локализация неподвижного звукового сигнала);

· субъект статичен — объект динамичен (локализация перемещающегося звукового сигнала);

· субъект динамичен — объект статичен (выполнение локомоций на неподвижный звуковой сигнал (ориентир);

· субъект динамичен — объект динамичен (выполнение локомоций в соответствии с перемещением звукового сигнала). В этом случае отношения строятся в зависимости от ситуации и задач, стоящих перед субъектом. Он может либо избегать контакта с носителем звука, либо же следовать за ним.

В первых двух отношениях условия для локализации звукового ориентира самые простые. С них и следует начинать обучение.

В процессе обучения целесообразно использовать в качестве источника звука специальные «звуковые маяки», представляющие собой генераторы звуковых сигналов. Эти «маяки» (сигнализаторы) могут быть стационарные и переносимые, с автономным питанием [27].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: