Слух имеет чрезвычайно важное компенсаторное значение для слепого при передвижениях его в пространстве. Развитию слуха как компенсаторного канала следует уделять большое внимание с самого раннего возраста.
В младшем школьном возрасте, как правило, дети в состоянии локализовать источник звука и хотя и неуверенно, но выполнять простые локомоторные действия (идти шагом). Поэтому в младшем возрасте необходимо системное обучение ориентированию по звуку. Причем в этот период важно сформировать у слепого ребенка не просто умения локализации и выполнения двигательных действий на звуковые ориентиры, а необходимо довести эти умения до прочных навыков.
При обучении следует исходить из того важного положения, что взаимоотношения между ребенком (субъектом) и звуковым ориентиром (объектом) в жизненных ситуациях могут складываться следующим образом:
· субъект статичен — объект статичен (локализация неподвижного звукового сигнала);
· субъект статичен — объект динамичен (локализация перемещающегося звукового сигнала);
· субъект динамичен — объект статичен (выполнение локомоций на неподвижный звуковой сигнал (ориентир);
· субъект динамичен — объект динамичен (выполнение локомоций в соответствии с перемещением звукового сигнала). В этом случае отношения строятся в зависимости от ситуации и задач, стоящих перед субъектом. Он может либо избегать контакта с носителем звука, либо же следовать за ним.
В первых двух отношениях условия для локализации звукового ориентира самые простые. С них и следует начинать обучение.
В процессе обучения целесообразно использовать в качестве источника звука специальные «звуковые маяки», представляющие собой генераторы звуковых сигналов. Эти «маяки» (сигнализаторы) могут быть стационарные и переносимые, с автономным питанием [27].