Овладеть ориентировкой в пространстве и мобильностью невозможно без знания основных пространственных понятий. В младшем школьном возрасте ребенок должен знать следующие пространственные понятия (и выполнять соответствующие действия): правое-левое (поворот вправо и влево на 90°, 180°, 360°), вперед-назад, вверх-вниз, переднее-заднее, прямо и с поворотом, высокий-низкий, вертикальный-горизонтальный, параллельный, перпендикулярный, узкий-широкий, длинный-короткий.
Названные пространственные понятия в значительной мере (одни в большей, другие — в меньшей) связаны с ориентировкой на собственном теле и могут эффективно осваиваться при изучении «Азбуки движений для слепых детей», включающей около 100 элементарных положений отдельных частей тела и движений, выполняемых ими при различных направлениях [25].
Освоение перечисленных пространственных понятий в процессе овладения Азбукой движений можно проводить в игровой форме, используя игру «Карлсон говорит». Игра может проводиться как на большой, так и на малой игровой площадке, в спортзале или комнате, где должно быть достаточно места для того, чтобы дети могли свободно выполнять движения, не мешая друг другу.
Детям предлагается встать лицом в определенном направлении. Затем выбирается ведущий (Карлсон), который становится лицом к этим детям и после инструкции учителя подает различные команды (из Азбуки движений), которые подлежат выполнению. По правилам игры дети должны выполнять команду ведущего лишь в том случае, если она сопровождается словами «Карлсон говорит». В случае, если эти слова отсутствуют, дети не двигаются. Если кто-то нарушает это правило, его просят сесть, а остальные продолжают играть. В том случае, когда ведущий не имеет достаточного остаточного зрения; чтобы видеть, кто из играющих неправильно выполняет команды и двигается, когда выполнять команды не следует, на помощь приводит учитель. В процессе игры ведущий постоянно меняется. Инструкция (команда) может содержать такие движения: руки вверх, правая рука в сторону, руки вперед, выпад вправо, выпад правой вперед, положение узкая стойка, поворот головы влево и другие.
Кроме овладения целым рядом пространственных понятий и навыками выполнения координированных движений, игра учит вниманию и способствует развитию быстроты реакции — качеств столь важных для ориентировки и мобильности.
Значительное преимущество игры перед традиционным освоением материала в том, что у ребенка активизируется мотивация, так как он ориентируется и выполняет движения не просто, а так, как говорит Карлсон, хорошо знакомый детям сказочный персонаж.
Правила игры могут быть совсем простые, а могут и усложняться при проведении игры с детьми более старшего возраста.
Кроме приведенных понятий, тесно связанных с ориентировкой на собственном теле, слепой учащийся младшего школьного возраста должен иметь верное представление и о других понятиях, также имеющих важное значение при ориентировке и передвижениях: близко-далеко; здесь-там; друг за другом; рядом, около, посередине; под, над, у, между; круг, прямоугольник, квадрат; край, проем; ровный-наклонный; ухабистый, плоский; гладкая и шероховатая (поверхность); стороны горизонта (восток, запад, север, юг).
Часть этих понятий осваивается на уроках (в частности, на математике), а на занятиях по ориентировке лишь повторяется применительно к характеру ориентировочно-мобилиторной деятельности. Другие же понятия (например, ухабистый, плоский; гладкая-шероховатая и др.) осваиваются на специальных занятиях. Главным условием успешности овладения этими понятиями является обеспечение доступного объяснения, систематичности и наглядности.