Обследование словарного запаса

Задания Речевой материал Ответы детей
Подбор и активное употребление существительных
1.Называние предметов, изображённых на картинке Брови, калитка, когти, форточка, ресницы, ракета, локоть, балкон, ухо, нос, колено  
2.Называние частей предмета, изображённого на картинке Чайник (носик, крышка, ручка) Рубашка (рукав, воротник, манжета, пуговица) Стул (спинка, ножки, сиденье) Машина (руль, кабина, кузов, колёса) Обувь (каблук, язычок, шнурок, подошва)  
3. Название детёнышей животных Кошка-котёнок, собака-щенок, корова-телёнок, свинья-поросёнок, лошадь-жеребёнок, коза-козлёнок, курица-цыплёнок, лиса-лисёнок, овца-ягнёнок, белка-бельчонок  
4. Продолжение ряда (дополнение тематического ряда) Морковь-лук-…; стол-стул-…; брюки-рубашка-…; чашка-тарелка-…; сапоги-туфли-…; самолёт-автобус-…; яблоко-груша-….  
5. Нахождение общих названий Стол-стул- …, груша-лимон-…, воробей-голубь-…, огурец-капуста-…, грузовик-поезд-…, кровать-кресло-….  
6. Название обобщающих слов по группам однородных предметов Яблоки, груша, слива-…; чайник, кастрюля, чашка-…; огурец, помидор, редис-…; стол, стул, шкаф-….  
7. Придумывание к картинке названия, состоящего из одного слова Овощи; фрукты; мебель; одежда  
8. Дополнение слова в предложении Миша толкает… камень Мама ушла в … больницу У Миши новая … пижама Наташа читает … журнал Бабушка купила … шапку  
Подбор и активное употребление глаголов
1. Что делает щенок? Что умеет делать щенок? Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? Что делает щенок, когда его берут на руки? Спит, играет, лает… Кусаться,спать, играть… Лает, прыгает… Ласкается, радуется…  
2. Кто как кричит? Гусь, утка, ворона, собака, лошадь, кошка, курица  
3. Кто как передвигается? Воробей, лягушка, змея, рыба, бабочка, конь, собака  
4. Скажи наоборот Входит-…, вбежал-…, налил-…, занёс-…, залез-….  
5. Подбери подходящее слово Жук-жужжит, гром- …  
6. Что делает? Почтальон, учитель, врач, художник, шофёр, продавец, парикмахер, швея, лётчик, повар.  
7. По действию определи предмет Клюёт, поёт, лает, ржёт, ползает, прыгает  
Подбор и активное употребление прилагательных
1. Подобрать признаки к предмету Виноград-какой он? … Стол-какой он?…, Солнце-…какое оно?...  
2. Какими словами можно охарактеризовать солнышко? Тёплое, жёлтое,…  
3. Какими словами можно сказать о внешнем виде птиц, животных? Пушистые, красивые, ….  
4. Какими словами можно сказать о повадках птиц, животных? Ловкие, быстрые, …  
5. Скажи наоборот Грустный- …, гладкий-…, длинный-…, большой-…, сухой-…, светлый-…, трудолюбивый-…, аккуратный-…, добрый-…  
6. Подбери к слову другое, подходящее по смыслу Большой - огромный, могучий, мощный…, красивый – великолепный, хороший…  
Подбор и активное употребление наречий
1. Как мчится волк за добычей? Быстро,…  
2. Как передвигается черепаха? Медленно, тихо  
3. Как падают листья? Плавно, медленно, тихо  
Подбор и активное и употребление в речи существительных, прилагательных, наречий
1. Подбор родственных слов Лист (листва, листочек, лиственный) Стол (настольный, столовая) Соль (солить, солонка, солёный) Лес (лесной, лесок, лесник) Дерево (деревянный, древесина)  
1. К свободным словам подобрать ассоциации Зима; лес; река; дождь; машина  

При анализе результатов исследования словарного запаса внимание обращается на:

а) сформированность активного словаря

б) на чутьё детей к семантико- лексическим сочетаниям в родном языке. О наличии такого чутья судят по адекватному подбору слов и по отсутствию длинных пауз и нерешительности при выполнении задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: