| Задания | Речевой материал | Ответы детей |
| Подбор и активное употребление существительных | ||
| 1.Называние предметов, изображённых на картинке | Брови, калитка, когти, форточка, ресницы, ракета, локоть, балкон, ухо, нос, колено | |
| 2.Называние частей предмета, изображённого на картинке | Чайник (носик, крышка, ручка) Рубашка (рукав, воротник, манжета, пуговица) Стул (спинка, ножки, сиденье) Машина (руль, кабина, кузов, колёса) Обувь (каблук, язычок, шнурок, подошва) | |
| 3. Название детёнышей животных | Кошка-котёнок, собака-щенок, корова-телёнок, свинья-поросёнок, лошадь-жеребёнок, коза-козлёнок, курица-цыплёнок, лиса-лисёнок, овца-ягнёнок, белка-бельчонок | |
| 4. Продолжение ряда (дополнение тематического ряда) | Морковь-лук-…; стол-стул-…; брюки-рубашка-…; чашка-тарелка-…; сапоги-туфли-…; самолёт-автобус-…; яблоко-груша-…. | |
| 5. Нахождение общих названий | Стол-стул- …, груша-лимон-…, воробей-голубь-…, огурец-капуста-…, грузовик-поезд-…, кровать-кресло-…. | |
| 6. Название обобщающих слов по группам однородных предметов | Яблоки, груша, слива-…; чайник, кастрюля, чашка-…; огурец, помидор, редис-…; стол, стул, шкаф-…. | |
| 7. Придумывание к картинке названия, состоящего из одного слова | Овощи; фрукты; мебель; одежда | |
| 8. Дополнение слова в предложении | Миша толкает… камень Мама ушла в … больницу У Миши новая … пижама Наташа читает … журнал Бабушка купила … шапку | |
| Подбор и активное употребление глаголов | ||
| 1. Что делает щенок? Что умеет делать щенок? Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? Что делает щенок, когда его берут на руки? | Спит, играет, лает… Кусаться,спать, играть… Лает, прыгает… Ласкается, радуется… | |
| 2. Кто как кричит? | Гусь, утка, ворона, собака, лошадь, кошка, курица | |
| 3. Кто как передвигается? | Воробей, лягушка, змея, рыба, бабочка, конь, собака | |
| 4. Скажи наоборот | Входит-…, вбежал-…, налил-…, занёс-…, залез-…. | |
| 5. Подбери подходящее слово | Жук-жужжит, гром- … | |
| 6. Что делает? | Почтальон, учитель, врач, художник, шофёр, продавец, парикмахер, швея, лётчик, повар. | |
| 7. По действию определи предмет | Клюёт, поёт, лает, ржёт, ползает, прыгает | |
| Подбор и активное употребление прилагательных | ||
| 1. Подобрать признаки к предмету | Виноград-какой он? … Стол-какой он?…, Солнце-…какое оно?... | |
| 2. Какими словами можно охарактеризовать солнышко? | Тёплое, жёлтое,… | |
| 3. Какими словами можно сказать о внешнем виде птиц, животных? | Пушистые, красивые, …. | |
| 4. Какими словами можно сказать о повадках птиц, животных? | Ловкие, быстрые, … | |
| 5. Скажи наоборот | Грустный- …, гладкий-…, длинный-…, большой-…, сухой-…, светлый-…, трудолюбивый-…, аккуратный-…, добрый-… | |
| 6. Подбери к слову другое, подходящее по смыслу | Большой - огромный, могучий, мощный…, красивый – великолепный, хороший… | |
| Подбор и активное употребление наречий | ||
| 1. Как мчится волк за добычей? | Быстро,… | |
| 2. Как передвигается черепаха? | Медленно, тихо | |
| 3. Как падают листья? | Плавно, медленно, тихо | |
| Подбор и активное и употребление в речи существительных, прилагательных, наречий | ||
| 1. Подбор родственных слов | Лист (листва, листочек, лиственный) Стол (настольный, столовая) Соль (солить, солонка, солёный) Лес (лесной, лесок, лесник) Дерево (деревянный, древесина) | |
| 1. К свободным словам подобрать ассоциации | Зима; лес; река; дождь; машина |
При анализе результатов исследования словарного запаса внимание обращается на:
а) сформированность активного словаря
б) на чутьё детей к семантико- лексическим сочетаниям в родном языке. О наличии такого чутья судят по адекватному подбору слов и по отсутствию длинных пауз и нерешительности при выполнении задания.






