Обследование грамматического строя речи

Задания Содержание задания Характер нарушения
Исследование функций словоизменения
1. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе: а) Я буду называть цвет предмета, а ты ответь, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке б) Опиши предмет   Красное, красная, красный, красные Яблоко, мяч, стол  
2. Согласование существительного с прилагательным в родительном падеже Каких листьев много в лесу?  
3. Согласование существительного с прилагательным в винительном падеже Вижу что? Кого? Кого ты видел в зоопарке?  
4. Согласование существительных с числительными Сколько палочек, цыплят? Посчитай: одна палочка, две палочки…  
5. Согласование существительных, прилагательных, числительных Сколько красных палочек?  
6. Составить предложение по одному определяемому слову Лес; санки; игрушка  
7. Составить предложение по трём определяемым словам Алёша, машина, катать. Мама, платье, шить. Лимон, тётя, купить.  
8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчинённом предложении Петя вышел во двор, когда… Мама пошла в магазин, когда… Папа читал газету после того, как…  
9. Отыскивание и исправление грамматических ошибок посредством реконструкции предложений Он ушла на реку. Мама сидел за столом. Папа включила телевизор.  
10. Употребление предложных конструкций Положи на …, под … Ребята прячутся за … Девочки идут в …, из…  
Исследование функции словообразования
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов Ковёр-коврик, кукла-…, Лена - …, юбка-…, ёлка-…, Саша-…, заяц-…, шкаф - …  
2. Образование относительных прилагательных от существительных Стол сделан из дерева. Он какой? Стакан сделан из стекла. Он какой? Чемодан сделан из кожи. Он какой? Сок из моркови. Он какой? Варенье из малины. Оно какое?  
3. Образование притяжательных прилагательных от существительных Чей хвост? Чьё ухо? Чья морда?  

При анализе результатов обследования внимание обращается на сформированность грамматических навыков и на чутьё детей к нормам семантико-грамматических сочетаний. О наличии такого чутья судят по автоматизированности выбора грамматических конструкций для решения коммуникативных задач, а также по отсутствию длинных пауз и нерешительности при выполнении задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: