Задания
| Содержание задания
| Характер нарушения
|
Исследование функций словоизменения
|
1. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе:
а) Я буду называть цвет предмета, а ты ответь, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке
б) Опиши предмет
|
Красное, красная, красный, красные
Яблоко, мяч, стол
|
|
2. Согласование существительного с прилагательным в родительном падеже
| Каких листьев много в лесу?
|
|
3. Согласование существительного с прилагательным в винительном падеже
| Вижу что? Кого? Кого ты видел в зоопарке?
|
|
4. Согласование существительных с числительными
| Сколько палочек, цыплят? Посчитай: одна палочка, две палочки…
|
|
5. Согласование существительных, прилагательных, числительных
| Сколько красных палочек?
|
|
6. Составить предложение по одному определяемому слову
| Лес; санки; игрушка
|
|
7. Составить предложение по трём определяемым словам
| Алёша, машина, катать.
Мама, платье, шить.
Лимон, тётя, купить.
|
|
8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчинённом предложении
| Петя вышел во двор, когда…
Мама пошла в магазин, когда…
Папа читал газету после того, как…
|
|
9. Отыскивание и исправление грамматических ошибок посредством реконструкции предложений
| Он ушла на реку.
Мама сидел за столом.
Папа включила телевизор.
|
|
10. Употребление предложных конструкций
| Положи на …, под …
Ребята прячутся за …
Девочки идут в …, из…
|
|
Исследование функции словообразования
|
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
| Ковёр-коврик, кукла-…, Лена - …, юбка-…, ёлка-…, Саша-…, заяц-…, шкаф - …
|
|
2. Образование относительных прилагательных от существительных
| Стол сделан из дерева. Он какой?
Стакан сделан из стекла. Он какой?
Чемодан сделан из кожи. Он какой?
Сок из моркови. Он какой?
Варенье из малины. Оно какое?
|
|
3. Образование притяжательных прилагательных от существительных
| Чей хвост?
Чьё ухо?
Чья морда?
|
|
При анализе результатов обследования внимание обращается на сформированность грамматических навыков и на чутьё детей к нормам семантико-грамматических сочетаний. О наличии такого чутья судят по автоматизированности выбора грамматических конструкций для решения коммуникативных задач, а также по отсутствию длинных пауз и нерешительности при выполнении задания.