Служебные письма (приложения Д, Ж) представляют обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Служебное письмо выражает не личные интересы, а интересы организации, т. е. юридического лица, и, как правило, посвящается одному вопросу. Его оформляют на специальных бланках для писем (форматы А4, А5).
По содержанию и назначению письма бывают:
• инструкционные, исходящие из государственных или местных органов власти и управления и содержащие, как правило, рекомендации, указания, разъяснения по вопросам отчетности, налогов, экологии и т. п.;
• гарантийные - о гарантиях оплаты, сроках поставки или качества продукции;
· информационные, содержащие сообщения, просьбы, напоминания;
• рекламные, содержащие рекламу, сообщения о ценах на предлагаемые товары и услуги;
• коммерческие, представляющие собой обращение покупателей к продавцам с просьбой дать подробную информацию о товарах, услугах и (или) направить предложения на поставку товара, ответы продавцов;
|
|
• рекламационные (претензионные), требующие возмещения убытков, нанесенных из-за невыполнения или нарушения условий контракта другой стороной (контрагентом);
• кредитные, использующиеся при заключении контрактов с иностранными партнерами. В них продавец просит предоставить гарантийное письмо от банка покупателя с номером валютного расчетного счета и гарантиями банка оплаты покупателем товаров или услуг;
• письма-запросы, содержащие просьбу разъяснить какой-либо факт или действие и побуждают фирму-контрагента (или государственную организацию) дать ответное письмо;
• сопроводительные, включающие пояснения к высылаемому основному документу (плану мероприятий, программе действий и т. п.).
Служебное письмо должно состоять из введения, доказательства, заключения. Во введении излагают причины и непосредственный повод, явившийся основанием для составления письма; в доказательствах - историю вопроса, приводят доводы, факты, цифровые данные и другие материалы; в заключении - основную мысль-просьбу, предложение, согласие, отказ и т. д.
Тон письма должен быть корректным, деловым и уважительным. Его желательно начинать со слов обращения: «Уважаемый (многоуважаемый) Иван Николаевич!», «Уважаемые господа!».
Текст письма следует разделять на абзацы, каждый из которых должен содержать законченную мысль. В конце письма также желательно выразить слова благодарности адресату за рассмотрение сути излагаемого вопроса и надежду на положительное решение вопроса.
Подготовленные варианты письма согласовываются с соответствующими должностными лицами, и если у них имеются замечания по тексту, то они учитываются в окончательном варианте, который печатают в двух экземплярах. На втором экземпляре письма, остающемся в деле отправителя, ставят визы должностные лица, имеющие отношение к сути излагаемого вопроса, а фамилия основного исполнителя и номер его телефона ставятся на лицевой стороне письма. После этого письмо представляется на
Приложение Д